Что делать, если дети красят ногти на уроке?

Что делать, если дети красят ногти на уроке?

Академик Марк Поташник сделал несколько «революционных» заявлений на встрече с пензенскими учителями

Он, например, считает, что у многих из нас есть высшее образование, но среднего — нет. Академик имеет в виду, что мы учимся в школе «для галочки». Через десять лет после последнего звонка мало кто вспомнит, что такое валентность и теорема о трех перпендикулярах, как устроены кольчатые черви и как размножаются одноклеточные организмы. Подразумевается, что все это и многое другое должен знать «средне-образованный» человек.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» прописаны требования к уроку XXI века. В чем их новизна по сравнению с требованиями десяти- или даже пятилетней давности?
Поскольку на мастер-классе гостя из Москвы было ограниченное количество учителей, мы записали наиболее интересные моменты для наших читателей.

Об успехе учителя
— Недавно спрашиваю учительницу, которая пригласила меня к себе на открытый урок, сколько у нее в классе право- и левополушарных детей? Она удивилась: «Я по такому признаку их не делила». Я не сдаюсь: «А сколько у вас холериков, флегматиков и так далее?». Этого она тоже не знала…
Я задавал вопросы не из праздного любопытства. Дело в том, что без этих знаний ее урок обречен на провал, сколько бы она к нему ни готовилась. В системе образования давно сложился стереотип, что успех работы учителя зависит от того, насколько хорошо он знает свой предмет. Но это не все! В первую очередь мы должны знать детей и уметь с ними общаться.

И дело не в том, из каких они семей — трудных или благополучных. Я убежден, что «нетрудных» семей вообще не бывает. Вспомните недавний трагический случай в одной из московских школ, где 15-летний Сергей Гордеев застрелил учителя географии и полицейского. Есть данные, что его семья считалась очень даже благополучной. Так что ярлыки в работе учителя очень мешают...

О важности психологии
— Я расскажу вам историю своей дочери Анастасии. Она отличный педагог, победитель олимпиады по математике среди московских учителей, составитель задачника по математическому анализу для классов с углубленным изучением математики. В общем, предмет свой знает идеально.
Недавно они с мужем переехали в Сиэтл (США), она устроилась в местную школу. Мы созваниваемся чуть ли не каждый день, по голосу чувствую: дочь все грустнее и грустнее. А однажды говорит со слезами: «Папа, у меня в классе одна девочка снимает на уроке колготки, кладет ноги на парту и красит ногти… А я ничего не могу сделать!».

Я ответил ей очень строго: «Если не можешь ничего сделать — ты никудышный педагог! Можно, например, сесть с девочкой рядом и сказать, что ты бы тоже хотела красить ногти на уроке. А вообще, в первую очередь нужно обложиться книгами по психологии и читать день и ночь, пока не найдешь выход. Ты никогда не научишь эту девочку математике, если не поймешь, что нужно делать».

Понимаете, в институтах нас учат многому… но не тому, насколько по-разному усваивают информацию девочки и мальчики, кинестетики и аудиалы и т.д. А ведь без этих знаний мы далеко не уйдем.

О поурочных планах
— Учителя часто жалуются на то, что в их работе много писанины и рутины: потому что «сверху» требуют планы и отчеты.
Я 20 лет проработал в самой многочисленной школе Москвы (в 1975 году в ней обучалось 2700 детей) и тоже был таким упертым директором, который «терроризировал» своих сотрудников выполнением этого пункта.

Одно время каждое утро встречал педагогов у дверей и просил показать их планы уроков… Одна учительница никак не поддавалась: то она «забыла» план дома, то он «у нее в голове». В общем, пошел к ней на урок в полной уверенности, что она его провалит.  Но вышло наоборот: занятие было проведено блестяще — раскованно, грамотно, с глубокими выводами.

Тогда я понял, что нельзя оценивать учителя по наличию или отсутствию плана.
Есть просто учителя, а есть Учителя с большой буквы. Они не только учат, но и сами постоянно учатся — работают над собой, и это нельзя отследить ни по каким параметрам, кроме как по удовольствию, которое получаешь от их занятия.

Об умении выделять главное
— В сфере образования распространено еще одно заблуждение: чем больше знаний за урок мы дадим детям – тем лучше. Но больше — не значит лучше.
Сейчас я вам это докажу. О личности Наполеона написано более 200 тысяч книг, десятая часть из них — это рассуждения о том, что помешало ему победить в войне 1812 года. Подумайте, возможно ли изучить их все и нужно ли это?

А вот великий поэт Александр Пушкин всех этих томов не читал, но гениально сформулировал главную их идею в поэме «Евгений Онегин»:
Гроза двенадцатого года
Настала — кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
Некоторые учителя спорят со мной: мол, в  предметах, которые они ведут, нет второстепенного — все главное! Но меня не переубедишь: зрелый учитель помогает детям «разложить все по полочкам», а не тонуть в океане похожей информации. Кстати, об этом же написано в требованиях к современному уроку.

О значении мотивации
— Школьники иногда задают вопросы: зачем, мол, мне нужно доказывать теорему? Для чего мне логарифмы и интегралы? Ведь это в жизни не пригодится!
— Учи, потому что надо! — говорят некоторые учителя.
Да, кто-то из детей будет заниматься, потому что надо. И у большинства полученная  информация выветрится из головы как абсолютно ненужная.

Но ведь можно по-другому! Однажды я был на уроке у заслуженного учителя РФ, биолога Бориса Алексеевича Меркулова. Зашел в класс, увидел на стене плакаты с аскаридами и червями, и меня невольно передернуло. «Интересно, — подумал я, — как учитель объяснит детям, зачем им знать, как устроены черви?».
— Ребята, — начал урок Борис Алексеевич, — я понимаю, что вы не будете профессиональными биологами. Но будете мамами и папами, и вам придется отвечать на тысячи вопросов ваших детей. Будьте уверены: про червей вас обязательно спросят. Поэтому записываем тему...

О литературе и весне
— В идеале знания, которые преподаются в школе, не должны быть оторваны от реальности. Но у нас часто выходит наоборот...
На эту тему я часто рассказываю историю из своей жизни. Когда я оканчивал 9 класс, была потрясающая весна… Окна распахнуты, воздух опьяняет, в голове — только девочки, но никак не пьеса «Вишневый сад», которую мы проходили.

Наша учительница зачитала отрывок, когда сад продан: Любовь Андреевна горько плачет, и Аня становится перед ней на колени, говорит: «Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… Вишневый сад продан, это правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа...».
— Ребята, вспомните свою маму, — предложила нам учительница. — И подумайте над тем, как вы вели себя, когда у нее было горе. Кто из вас вставал перед ней на колени, целовал руки и говорил «милая, добрая, хорошая моя мама»? У меня подкатил ком к горлу. Я запомнил этот урок на всю жизнь.

Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное