Кошки-мышки в океане

Кошки-мышки в океане

Хотя прошло почти сорок лет, бывший подводник Северного флота Александр Чесноков до сих пор волнуется, вспоминая пронзительные крики чаек и тот особый момент, когда сигарообразное тело подлодки скрывается в морской пучине…

Небо — на море
На военную службу Александр Николаевич пошел из села Головинщино Каменского района. Он поначалу мечтал о небе, но однажды в районном Доме культуры появился  морячок, в форме и бескозырке. Бравый парень увлеченно рассказывал пацанам о флотской службе:
— Поступайте в военно-морское училище! Не пожалеете!   

Столько звучало вдохновения в словах незнакомца, что Александр позавидовал, и вскоре оказался курсантом Севастопольского военно-морского инженерного училища. Было это в 1965 году.

И еще один моряк повлиял на судьбу нашего земляка. В училище опытный военный отсоветовал Чеснокову служить на атомоходе, мол, и опасно для здоровья, и техника не слишком надежна. Лучше, сказал, на дизельной лодке.

В 1970 году Александр Николаевич, инженер военно-морских сил, в звании лейтенант был назначен командиром моторной группы. На подлодке он отвечал за исправную работу силовой установки.

Мир приключений
Первый поход — боевое дежурство в Средиземное море.
Задача — следить за натовскими кораблями и другими подводными лодками, держа их на мушке.
— Играли в кошки-мышки друг с другом, — говорит Чесноков. — А вообще-то тогда именно мы, подводники, находились на острие противостояния двух держав — СССР и США...

Всего у Чеснокова было шесть походов. И каждый он помнит, словно это было вчера.
… В одном из боевых дежурств наш земляк похудел почти на 20 килограммов.
— Лодка выработала ресурс, — рассказывает Александр Николаевич, — больше месяца мне приходилось спать по два часа в сутки из-за постоянных поломок, авралов, нештатных ситуаций. С задачей экипаж справился. Побывав в нескольких океанах, лодка благополучно вернулась в базу. Больше в море она не выходила.

По словам бывшего подводника подобные трудности сплачивали экипаж.
— К концу похода все друг другу были почти родными людьми, — говорит он, и, подумав, добавляет. — До сих пор не понимаю тех, кто в сложных жизненных ситуациях плюет на других и старается выкарабкаться в одиночку. На флоте так не бывает.        

В другом походе моряки чуть не разбились о подводную часть айсберга. А однажды едва не погибли, в два раза превысив предельную глубину погружения.  В общем, приключений хватало.
— У экипажа единая судьба, — вздыхает Александр Николаевич. — Или возвращаемся на базу все, или никто…

В порту Стенли
За время службы Чесноков побывал в девяти странах. Как правило, это случалось, когда дизельная лодка вставала на ремонт или пополняла запасы провизии.
Особенно ему запомнился заход в самый разгар холодной войны в порт Стенли на Фолклендских островах — это заморское владение Великобритании, где живут аргентинцы. Тогда на небольшом острове экипаж провел две недели.

Первое время  жители из домов не выходили.  
— Потом мы узнали, что нас попросту боялись, — говорит Александр Николаевич. — Западная пропаганда делала свое дело.
Лишь к отплытию моряки и аргентинцы подружились. В море советскую лодку вышли провожать почти все жители острова.

Верная подруга и любовь
После службы на флоте Чесноков работал в военной приемке. Сначала на Урале, потом на Пензенском дизельном заводе. Отсюда и ушел на пенсию в 1992 году в звании капитана II ранга.

Он благодарен своей жене Лиде:  
— Давно пора поставить женам подводников памятник. Именно на их плечах в отсутствии мужей лежал весь домашний быт и воспитание детей.

По стопам отца и деда в семье Чесноковых никто не пошел. Впрочем, об этом бывший подводник нисколько не жалеет.
— Главное быть хорошим человеком и служить делу, которое любишь, — философски замечает он.

Родина отметила безупречную службу Чеснокова многочисленными наградами. Но одной он особенно дорожит. Это медаль подводника Маринеско «За мастерство и бесстрашие». Он получил ее за грамотные и мужественные действия командира электро-механической боевой части подводной лодки. В нашей области такая медаль есть только у него.

С самого основания Пензенского морского собрания Александр Николаевич является его активным членом. И с полным правом отметил 28 июля День военно-морского флота России.

Автор: фото автора

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное