Татьяна Карпекина: «Сменилось три Ромео, а я все играла»
Очаровательная Джульетта, роковая красавица Лидия Чебоксарова в «Бешеных деньгах», нежная Верочка в «Месяце в деревне», жизнерадостная Сюзанна в «Женитьбе Фигаро»...
Пензенские театралы хорошо помнят прекрасную актрису Татьяну Карпекину. Девять лет назад она уехала из Пензы, но время от времени навещает наш город. Корреспондент «ПП», давняя поклонница актрисы, встретилась с ней в ее нынешний приезд.
— Татьяна, вы уехали на пике славы. Что побудило вас бросить наш театр и отправиться покорять столицу?
— Дело в том, что, когда долго живешь на одном месте, мир сужается, в моем случае — до стен театра. Ты словно едешь по одной колее и не знаешь, что творится рядом. Поэтому я и решила уехать в Москву. Одно время работала редактором на телевидении в «Останкино». Обрела в столице много друзей. Путешествовала. Пожалуй, это одно из самых сильных удовольствий в моей жизни. Сейчас живу в Америке, в Балтиморе. Моему мужу, режиссеру Юрию Урнову (работал в центре им. Вс. Мейерхольда, у нас поставил спектакль «Самоубийца». — Авт.), предложили там работу.
— В вашей сегодняшней жизни присутствует театр?
— У меня были возможности поработать на сцене, но я не нашла в себе сил. Это как в большом спорте: когда долго не тренируешься, сложно обрести былую форму. Но мы живем в театральной среде, я смотрю очень много спектаклей, так что далеко от театра не ушла.
— У россиян существует стереотип, что американцы всем театральным жанрам предпочитают мюзиклы. Это на самом деле так?
— Да, мюзиклы они любят, это реально очень круто. В Америке много поющих и танцующих артистов. И все же мюзикл — это Бродвей, глянцевая обложка театральной жизни Нью-Йорка, всего лишь часть огромного театрального пространства.
— Чем оно отличается от российского?
— В США практически нет стационарных трупп. Под каждый проект проводится кастинг, где набирают людей. Так что актерам приходится ой как вертеться! Они всегда на старте и вкалывают дай Бог, иначе в следующий раз никто не пригласит. Как говорила Черная Королева из «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, «чтобы оставаться на месте, ты должен очень быстро бежать». По такому принципу живет большинство американцев.
Театр, существующий на государственные деньги, — редкий случай. Но есть система грантов. Плюс огромная армия спонсоров, которая помогает театрам.
Еще одна особенность: в театры ходят в основном пожилые люди. При этом в сценографии используют много креативных идей, особенно технических — в стиле хай-тек. Сцены крутятся во все стороны.
Публика очень открыта в выражении эмоций. Но что любопытно, эзопов язык в режиссуре им непонятен, они привыкли к прямому посылу. Любят пьесы современных американских драматургов, из русских предпочтение отдают Чехову. Много ставят Шекспира, но… на староанглийском языке, как в подлиннике, так что иностранцы практически не понимают текста.
— У американцев востребована социальная режиссура?
— Им очень интересен этот жанр. Может, потому, что такие спектакли вызывают широкий резонанс в обществе и тем самым способствуют решению проблем. Думать о «шорохах души» американцам неинтересно, а проявлять гражданскую позицию — да. Они очень социально активные.
— О нашем театре часто вспоминаете?
— Конечно. Мне постоянно снятся сны: я вижу сцену, гримерки в том, старом здании. По сравнению с нынешним оно не такое роскошное, но более родное. Мы знали его как свои пять пальцев: где находятся звуковые ямы, в каком месте на полу сцены щербинка. Я очень сильно переживала, когда узнала о пожаре. Но и в это здание прихожу с большим чувством, почти как домой. Ведь остались родные люди, с кем работала.
Я приехала в Пензу сразу после окончания Свердловского государственного театрального института. Первые впечатления были очень яркие: после холодного Урала Пенза предстала солнечным, почти курортным городом. Приняли нас очень радушно, но спуску не давали. Первый спектакль «Буря» по Шекспиру принес мне реальную физическую боль. Я не понимала, чего хочет от меня режиссер Олег Хейфец. И вдруг в какой-то момент, словно в серфинге, пошла волна, и я ее поймала. Тогда ко мне подошел Олег и сказал: «Таня, у тебя появился шанс стать актрисой». Меня эта фраза окрылила.
Еще помню спектакль «Ромео и Джульетта», который шел на сцене почти 10 лет! За это время сменилось три Ромео, а я все играла. А как забыть «Иванова», «Месяц в деревне», «Гарольда и Мод»? Я, как ни странно, любила работать в эпизодах. Собираешься как на флэш-моб, мобилизуя себя, выкладываясь по полной программе.
Мне нравилось сидеть в кулисах и смотреть спектакли, наблюдать за корифеями сцены Людмилой Лозицкой и Михаилом Капланом, за молодыми тогда артистами Евгением Бакаловым и Натальей Старовойт. Я бы и сейчас, если бы это было возможно, сидела и смотрела на них.
— Какая атмосфера царила тогда за кулисами?
— Очень дружеская. Конечно, конкуренция присутствовала, но дурным тоном считалось бороться за роль какими-то непрофессиональными средствами, вроде подкладывания кнопок в обувь. Мы были открытые, дружелюбные. Хотелось бы, чтобы молодые артисты сохранили традиции нашего театра.
— А есть планы вернуться на сцену, ведь артист — не профессия, а состояние души?
— Я не загадываю. Может, в один прекрасный момент захочется вернуться в Россию, выйти на сцену. Сегодня же я стараюсь не зацикливаться на чем-то одном, а жить полноценной жизнью, в которой столько интересного. Иногда я жалею, но…
— Что бы вы хотели пожелать нашей труппе?
— Я верю в нашу труппу, в ее духовное здоровье. Коллектив пережил такую страшную трагедию, как пожар, но не пал духом, продолжая работать. Рада, что сегодня актеры ездят по стране и даже за рубеж. Для творческих людей очень важно, чтобы их видели «другие» зрители, чтобы они знакомились с искусством коллег. Молодым желаю не стесняться учиться, не бояться ошибаться, жить в этом сумасшедшем мире под названием «Театр» полной жизнью.
СПРАВКА
Татьяна Карпекина
Родилась 11 июня 1971 года в Читинской области. В труппу Пензенского драмтеатра была зачислена в 1992 году после окончания Свердловского государственного театрального института. На пензенской сцене сыграла около 50 ролей.
Автор: Галина ИСАЙЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Рекомендательные технологии в блоках платформы рекомендаций Sparrow, размещенных на cайте pravda-news.ru
Новогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и цены«Ты хакнула систему»: певица IOWA поддержала певицу из Пензы Софью Бабич
Пензячка прошла в финал певческого конкурсаВ Пензе открылся новый сезон фестиваля ПФО «Театральное Приволжье»
Две большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Студентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
Пензенские студотрядовцы вошли в число лучших на Всероссийском слете
В этом году мероприятие собрало 12 500 человек из 89 регионов нашей страныБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 10 месяцев 2024 года
Чистая прибыль Банка «Кузнецкий» за десять месяцев текущего года составила 178,5 млн рублейВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Банк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Первым замминистра физической культуры и спорта Пензенской области стал Владислав Чесноков
Ранее он занимал должность в комитете по физической культуре, спорту и молодежной политике ПензыОлег Мельниченко выступил в Москве с докладом о развитии аграрной дипломатии
В столице прошло заседании Совета глав субъектов РФ при МИД России