Армянское счастье, или к чему снятся министры?

Армянское счастье, или к чему снятся министры?

Дважды эта семья теряла все имущество, начинала жизнь с нуля, но никогда не отчаивалась

Семья Вардересян из Армении обрела свое счастье в Сурском крае. Село Чунаки, что в Малосердобинском районе, стало переселенцам второй родиной.

Когда разрушились мечты
Счастливая безоблачная жизнь для Гриши, Маргариты и их троих детей в советской Армении закончилась 7 декабря 1988 года. Во время страшного землетрясения, унесшего жизни 25 тысяч человек, в родном Кировакане (ныне — Ванадзор) был полностью разрушен дом Вардересянов. Имущество не удалось спасти. Семье, как и сотням тысяч других, потерявших кров, пришлось переселиться в строительный вагончик.

А тем временем на Армению надвигалась другая беда. Стихия лишь ненадолго приостановила разгоравшийся Карабахский конфликт, переросший в затяжную войну с Азербайджаном.
— Сколько нам и нашим землякам тогда довелось пережить — не дай бог никому! — с болью вспоминает Андраник Вардересян, сын Гриши и Маргариты, ныне преуспевающий чунакский фермер. — Мы как будто оказались отброшены в Средневековье: забыли, что такое газ, электричество, водопровод. Вагончик топили «буржуйкой», еду готовили на улице, на костре. Работали с раннего утра до позднего вечера, но денег хватало лишь на то, чтобы не умереть с голоду.

Тогда глава семейства и вспомнил о далекой Пензенской области, где он когда-то работал строителем. Кстати, в Чунаках до сих пор жив клуб, возведенный армянской бригадой. Вардересян-старший решил, что Россия будет милостивой к несчастным скитальцам.

Земля надежды
В Чунаки супруги Вардересян перебрались вместе с сыном. Замужние дочери остались в Армении.
— Спасибо русским людям, которые приняли нас, как родных, — говорит Маргарита. — Мы ведь оставили в Армении все, что нажили после землетрясения. Нам дважды пришлось начинать с нуля.

Сельсовет выделил переселенцам небольшой домик, колхоз — кровати и матрацы. А сердобольные соседи помогали продуктами: один бутылку подсолнечного масла принесет, другой — ведро картошки, третий — мешок муки.
— С этого мешка муки наш бизнес и начался, — шутит Андраник. — Колхоз в таких работниках, как мы, не нуждался, тяжело тогда с трудоустройством было. Да и что мы понимали в сельском хозяйстве, коренные горожане? И вот мама стала печь пирожки, а отец продавал их дальнобойщикам на саратовской трассе, благо она расположена неподалеку.

Попутно сажали «бесконечную», как выразился Андраник, картошку на площади около двух гектаров. Нужда отступила не сразу, но рук Вардересяны никогда не опускали. Только однажды глава семьи в отчаянии закусил кулак, еле сдерживая закипавшие слезы: когда внушительная часть собранного урожая картошки была украдена.

Правда, долго не сокрушался — некогда было. В маленьком сарайчике к тому времени хрюкали 14 поросят. Денег хватало только на 11, но хозяин, который продал Вардересянам «пятачков», увидев, в какой бедности живет семья, от щедрой души еще троих подарил.

Земля любви
Настал момент, когда бедность перестала угрожать армянским беженцам, ставшим к тому времени полноправными гражданами России. Поголовье поросят увеличилось и стало приносить прибыль. Большим подспорьем стали различные государственные программы по поддержке сельхозпроизводителей, которыми активно пользовались предприимчивые Вардересяны. Вскоре они открыли небольшой продуктовый магазинчик, позже к нему провели водопровод и пристроили двухкомнатную квартиру с индивидуальным газовым отоплением.

Одно огорчало Маргариту и Гришу: сыну перевалило за 30, а он все никак не женится. Вроде и ростом, и лицом вышел, и умом бог не обид

ел, и характер спокойный, и трудолюбия не занимать… 
Но Андраник обзаводиться семьей не торопился. Работа отнимала все его время, разросшееся свинопоголовье требовало чуть ли не круглосуточного ухода.

По иронии судьбы Андраник нашел свою суженую благодаря все той же работе. Как-то он поехал на ярмарку в Пензу продавать свинину и случайно встретил земляков. Познакомились, разговорились. Одна из землячек очень удивилась, что такой бравый парень до сих пор не женат. При следующей встрече показала фотографию своей племянницы, живущей в Армении, в городе Севан.
Андранику девушка приглянулась. На тот момент обстоятельства как раз сложились таким образом, что молодому мужчине нужно было срочно вылететь в Армению.

Так будущие супруги и встретились.
— Он мне сразу понравился, — признается Ани, жена Андраника. — Не смутило даже то, что он на 12 лет старше. Зато характер хороший, легкий. Сразу показалось, будто я Андрея (так Андраника называют односельчане, а вслед за ними стала звать и супруга. — Авт.) сто лет знаю. И когда он посватался, согласилась выйти за него, не раздумывая.

Ее не пугали ни переезд в другую страну, ни предстоящая сельская жизнь. Ани доверяла будущему супругу и чувствовала, что будет счастлива. Недаром ведь говорится: слушай свое сердце…

Сейчас Ани — мама троих чудесных малышей. Старшей, Маргарите, названной в честь бабушки, — четыре года, средней, Селене, — год и восемь месяцев, младшему, Грише, дедушкиному тезке, — всего три месяца. К сожалению, Гриша-старший умер от рака три года назад и внука своего не увидел.

Сон в руку
В прошлом году Вардересяны выиграли грант в 1 млн. 433 тыс. рублей по областной долгосрочной программе развития сельского хозяйства на 2009 — 2013 годы. Андраник до последнего момента не верил, что простому КФХ могут за здорово живешь выделить такую сумму.
— И представляете, приснился мне однажды министр сельского хозяйства Пензенской области Иван Иванович Фирюлин. Сидим мы с ним за столом друг напротив друга, он мне и говорит: «Не бойся, Андрей, ты хорошо работаешь, дадим мы тебе полтора миллиона на бычков». Честное слово, так все и было! — отчаянно жестикулируя, уверяет Андраник. — Проснулся я и понял, что надо действовать.

Грант они получили, купили трактор и 49 бычков. Это в придачу к уже имеющимся трем сотням поросят. Впрочем, Андраник на этом останавливаться не собирается.
Вардересяны уже давно не чувствуют себя пришлыми на малосердобинской земле, прилагая все усилия, чтобы край, в котором они обрели свою вторую родину, процветал.
— Вы можете потерять все, но если у вас есть руки, ноги, и голова по-прежнему хорошо соображает, вы обязательно выкарабкаетесь, — убеждены все члены семьи Вардересян. — Просто нужно верить и честно работать.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное