Мастер и его мир

Мастер и его мир

Февраль для Центра театрального искусства «Дом Мейерхольда» — месяц особый. Отмечаются две даты, связанные с именем великого реформатора театра

Как говорится, одна хорошая, другая плохая: Всеволод Эмильевич родился 9 февраля 1884 года, расстрелян в подвалах Лубянки 2 февраля 1940 года…

Сотрудники музея и труппа театра были рады возможности вернуться в отреставрированный родной дом Мейерхольда накануне дня его рождения.

Переступив порог обновленного Дома Мейерхольда, мне показалось, что он мало изменился. Но это обманчивое впечатление. Здесь все сделано заново — полы, двери, окна, крыша. При этом сохранен исторический облик здания.  

Реставрация
— Самое главное — укреплен фундамент, — рассказывает художественный руководитель  Центра театрального искусства «Дом Мейерхольда» Наталия Кугель. — Георг Мясников (в свое время второй секретарь пензенского обкома КПСС) мне рассказывал, что, когда дом начали реставрировать, в подвале прыгали лягушки. В первые годы работы музея каждую весну подвал затапливало. Во время капремонта его привели в порядок, так что наводнение нам больше не грозит.

Отделочными работами занималась бригада саратовской фирмы «Строй-Сити» во главе с бригадиром Александром Козыревым. По словам Наталии Аркадьевны, строители выполнили много не предусмотренной проектом и сметой работы: поменяли панели, карнизы, электропроводку, смонтировали для звукооператора удобную кабину.

Мастер-реставратор, студент Саратовского политехнического института Дмитрий Журавлев, подарил новую жизнь старым дверям.
— Строители дневали и ночевали в музее, — отмечает Наталия Аркадьевна. — Настоящие профессионалы, порядочные люди.

Хроники
Форма готова, дело — за содержанием. Идет формирование новой экспозиции. Наталия Аркадьевна уверена, что музей не должен быть архаичным.
Художественный язык постоянно меняется, и выставки необходимо подавать в соответствии с духом времени.

Новая экспозиция будет называться «Мейерхольд. Хроники». По замыслу художественного руководителя посетители с первых шагов попадут в театральный мир Мейерхольда, его лучших питерских спектаклей. Их будет встречать знаменитый портрет режиссера в белом шарфе, написанный  Борисом Григорьевым в 1916 году.
— Мы хотим сразу показать масштаб личности мастера, значение его творчества в российской культуре, чтобы люди знали, в чей дом они пришли, — продолжает рассказ Кугель. — Тогда они с большим интересом отнесутся к его биографии.

Новая экспозиция даст возможность ощутить атмосферу времени, в которой жил и творил великий реформатор театра. Настроение создаст и цветовая гамма залов. Серо-лиловый — олицетворение декадентской жизни Петербурга: женская фигура в длинных перчатках, башня Владимира Татлина, театр-кабаре «Приют комедиантов»; красный — революция, ее вожди, поэты Владимир Маяковский, Сергей Есенин, сыгравшие большую роль в судьбе Мастера.

Далее — 30-е годы, страшные для свободы и творческого полета художника.
Найдет отражение и современность.
И, конечно, в экспозиции найдется место для портрета внучки Мейерхольда Марии Алексеевны Валлентей и рассказа о ней. Ведь без ее участия не состоялись бы ни дом-музей, ни театр.

Мечты
Давняя мечта Наталии Аркадьевны — установить в музее восковую фигуру Мейерхольда, сидящего в кресле. Плазменный монитор, вращающиеся стенды с демонстрационными документами, фотографиями и наглядными материалами, смонтировали инсталляцию. При наличии аппаратуры можно было бы увидеть «живого» Мейерхольда — в музее хранятся кадры кинопленки начала XX века.

Есть идеи у Кугель и относительно Театра Доктора Дапертутто, без которого представить Дом Мейерхольда уже невозможно. Поработав в концертном зале «Молодежный», труппа ощутила вкус сцены и хотела бы иметь собственную.

Если реконструировать флигель, там вполне мог бы разместиться зал на 150 мест. Лучшего подарка к 140-летию со дня рождения мастера и 30-летию Дома Мейерхольда, которые будут отмечаться в 2014 году, не придумать.

Суждено ли всем мечтам сбыться — покажет время. А пока художники Андрей Климов (когда-то пензенец, ныне москвич), Любовь Цыбарева (бывший главный художник драмтеатра) и Ирина Сульменева (петербурженка) работают над новой экспозицией. Наталия Аркадьевна надеется, что 18 мая, в Международный день музеев, она будет представлена посетителям.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное