Как Рубцов в переплет попал

Как Рубцов в переплет попал

В детстве каждого из нас приучили как минимум к двум постулатам: «Муха — источник заразы» и «Книга — источник знаний». И если с первым со временем ничего не изменилось, второй как-то поистрепался — стал неаутентичным.

В 2007 году Олег Рубцов уехал из Пензы в Москву по той же причине, что и многие другие, — ему было скучно. Казалось, что здесь ничего не происходит, а все мало-мальски интересное бурлит-кипит там, в столице.

Но спустя три года Олег осознал, что довольно глупо безучастно ждать праздника от жизни, довольствуясь тем, что предложат. Нужно и можно создавать окружающие события самому. С таким оптимистическим настроем молодой человек вернулся в родной город, открыв здесь первый магазин некоммерческой книги «Впереплете».

Писатели-порошки
— В Москве я работал бренд-менеджером в крупнейшем авторитетном издательстве «АСТ», — рассказывает Олег Рубцов. — У этой компании сугубо коммерческий подход к литературе. Любой автор рассматривается как бренд, значимый для определенной социальной группы читателей. Борис Акунин, Сергей Минаев, Юлия Шилова — это те же «стиральные порошки», которые нужно продать. А у каждого из них, как нам известно из рекламных роликов, свои преимущества перед «обычным порошком». На них — преимуществах — и зарабатывают.

Еще один бренд — книжная серия. Если удачно продаются первые пять-шесть книг новой линейки, под седьмой «корешок» можно «запихать» и неизвестного автора, потому что читатель уже покупает не имя на обложке, а очередной том серии. Авторы, книги и серии формируют издательский портфель, который, в свою очередь, является брендом всей компании.

В мои должностные обязанности входила работа с авторами. Я устраивал презентации книг, автограф-сессии, выставки, инициировал выступления писателей перед целевыми группами, организовывал встречи с представителями СМИ и т.д. Фактически я выступал пресс-секретарем одновременно нескольких авторов. Причем приходилось работать с такими мастодонтами, как Михаил Леонтьев, Сергей Минаев, Мария Арбатова… У них насыщенная творческая жизнь, и у каждого — свой специалист по связям с общественностью. Но когда дело касалось книг и издательства «АСТ», то все шло через меня. Такой вот трэш, который не обязательно любить, но знать нужно «от» и «до».

— И ты променял весь этот трэш на тихую Пензу?
— Во-первых, в Москве я понял, что ничем другим, кроме книг, заниматься не буду. Но и работать в русле корпорации «на дядьку», подстраиваясь под общую концепцию, больше не могу. Я окреп и поднаторел. В общем, созрел до собственного бизнеса.

— Ну и открыл бы лавчонку в столице…
— Была мысль. Но (это, во-вторых) аренда площадей в Москве несоизмеримо дороже, а риски, которые нужно учитывать начинающему предпринимателю, очень высоки. К тому же в столице практически весь книжный бизнес находится под покровительством влиятельных фигур от литературы. К примеру, во главе одного из холдингов стоит Борис Куприянов — российский издатель и публицист, один из соучредителей сети книжных магазинов «Фаланстер», программный директор Международного Московского открытого книжного фестиваля. Человек с кучей регалий. Во главе другой корпорации — Александр Гаврилов — литературный критик и бывший редактор «Книжного обозрения», ведущий телеканала «Культура». Есть сеть «Лавочка детских книг» Вадима Мещерякова — владельца целого издательского дома собственного имени, и т.д.

В Москве, между прочим, любители литературы не говорят «Пойду, посмотрю книжные новинки в таком-то магазине». Принято говорить «Пойду за книгой к Гаврилову, Куприянову, Мещерякову…».
Мое имя таким громким не является. Поэтому я решил создать книжный уголок в Пензе. Прицел сразу был на интеллектуальную и некоммерческую книгу — нишу в нашем городе не занятую.

За книгой — пешком!
— Тяжело давались первые шаги?
— Безусловно. С помещением были проблемы. Изначально решил, что магазин должен быть в пешеходной части города. А значит — на Московской. Видимо, вследствие юношеского максимализма у меня сложилось твердое убеждение, что в магазин книги человек должен ходить пешком. Кстати, сейчас я в этом уже не столь категорично уверен.
Так вот, поначалу выяснилось, что свободных помещений на Московской просто нет. Никаких. Ни дешевых, ни дорогих. Спасибо, что нас приютили тогда в магазине «Будылин». Но соседство книг с труселями и прочим трикотажем и галантереей популярности магазину не принесло. Некоторые любители книг обходили нас стороной именно по этой причине.

Позже хозяевам «Будылина» приспичило перепрофилировать свой объект под предприятие общепита, а мы в рекордно короткие сроки были вынуждены искать новое помещение. Выбирать не приходилось: «Впереплете» переехал на Бакунина — практически за территорию пешеходных зон центральной Пензы. Трафик посетителей сразу же упал, и буквально с первых дней на новом месте мы стали строить «коварные» планы о возвращении в Цитадель — на улицу Московскую.
Сейчас вроде бы все устаканилось. У нас — уютный подвальчик вверху улицы.

— И ты удовлетворен...
— Не совсем. К сожалению, из-за обилия бутиков Московская постепенно превращается в улицу офисно-шмоточную. Интеллигентных пешеходов с умными глазами сменили гламурные барышни и наутюженные метросексуалы. Они проходят мимо, не задерживая взгляд на вывеске «Книги»…
Скорбную лепту в наше дело внесло и строительство Спасского кафедрального собора. Сразу после того, как перекрыли Советскую площадь, от нас отсеклись студенческие потоки. Поверь, изнутри моего бизнеса это очень заметно.

Порой я вспоминаю фразу Мещерякова, упомянутого выше. Он говорит, что спасение книги — стоять с ней в трафике в лучшем торговом супермаркете города. С детской книгой, конечно, проще. Крупный торговый центр выполняет функцию семейного очага, где многие совершают импульсные покупки. С интеллектуальной книгой сложнее. Впрочем, менять профиль мы не собираемся. Смотрим в будущее с оптимизмом: ведь наша команда и ассортимент — уникальны!

Ярмарка покажет
— Есть ли у тебя рецепт, как вернуть книге былую славу? Как заставить людей читать?
— В целом в Пензе наблюдается заторможенность культурных процессов. Это касается не только книг. У нас также меньше, чем в столице, обсуждают музыку, кино и другие виды искусства. Беда в том, что в Пензе мало дискуссионных и выставочных площадок, катастрофически не достает камерных встреч. Поэтому мы стараемся участвовать во всех культурных событиях, происходящих в нашем городе, чтобы популяризировать книгу. А весной следующего года сами планируем организовать книжную ярмарку. Эту идею я вынашиваю со дня своего возвращения в Пензу. Сейчас она обрела некие очертания. Ярмарка будет включать выставку-продажу, на которую мы пригласим ведущие издательства, и столичный десант писателей, литературоведов, критиков, медийных персонажей. Будут бесплатные лекции, диспуты и мастер-классы. Проведем все это на открытом воздухе, в шатрах. Надеюсь, пензенцам событие запомнится и подстегнет в них любовь к чтению!

КСТАТИ
В Европе книготорговля поддерживается на государственном уровне. В частности, во многих странах введены льготные налоговые ставки для продавцов книг. Аренда площадей под книготорговлю обходится дешевле, чем под любой другой вид деятельности.
В Нидерландах школьники и студенты ежегодно по госпрограмме получают сертификаты, на которые они могут приобретать понравившиеся книги. Причем школьники, как отмечают педагоги, более педантично подходят к отбору литературы, стремясь получить от заложенной в сертификате суммы максимальную отдачу.

Автор: Влад БЕЛЯКОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER