Марш, под который легко жить и не страшно умирать

Марш, под который легко жить и не страшно умирать

Алексея Турищева в Пензе помнят как автора музыки знаменитого «Варяга», но мало кто знает, сколько он сделал для нашего края за 50 лет жизни здесь.

Жизнь и судьба
Алексей Турищев жил в Пензе с 1912 по 1962 год. Его внук Алексей Львович Држевецкий, преподаватель ПГУ, бережно хранит все, что связано с дедом. Мы побывали у него в гостях и разговор начали с вопроса:

— Что вдохновило Турищева, тогда еще мальчика, на создание такой патетической музыки?
— Начнем с того, что в те времена молодые люди мужали гораздо быстрее, чем сегодня, — ответил Алексей Львович. — К тому же он был сыном полка, чьи славные боевые традиции сформировали его как личность. Отсюда искренняя любовь к Родине и простым людям, готовым пожертвовать своей жизнью, но не уронить чести и достоинства. Во все времена таких героев было немного.

Музыкант и воин
Алексей Сергеевич Турищев родился в 1888 году в Калуге, в многодетной (13 человек) семье. Заметив незаурядные музыкальные способности сына, родители решили отдать его, совсем юного, в музыкальную команду <nobr>12-го</nobr> Астраханского полка. Одновременно он учился в Московской консерватории.

— Жизнь была тяжелая, голодная, — рассказывает Алексей Львович. — Дед вспоминал, что он и его товарищи, когда выходили из казарм в город, бежали в столовую и брали там подливку и хлеб, которые подавали к блюдам бесплатно. Несмотря на все эти трудности, он был необычайным оптимистом. И музыка его звала не падать духом, а бороться и, даже умирая, не сдаваться.

После окончания консерватории по классу кларнета Алексею Турищеву было присвоено звание «свободный художник», которое давали только иностранцам. Таким образом отметили его выдающиеся способности. Он был назначен капельмейстером одного из московских полков. Дирижировал также оркестром княгини Щербатовой, состоящим из нескольких сотен человек, преподавал в музыкальной школе.

Здравствуй, Пенза
В 1912 году молодой музыкант получил предписание приехать в Пензу для прохождения службы в 177-м Изборском пехотном полку. С этого же года начал преподавать в Пензенском музыкальном училище, в основанном им классе кларнета, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке.

В Пензе молодой музыкант встретил свою любовь. Его сердце покорила девушка из дворянского рода Васильевых (ее брат, кстати, учился в 1-й гимназии вместе с Михаилом Тухачевским).

Жена Држевецкого Наталья Викторовна вспоминает, как Алексей Сергеевич рассказывал о своем романтическом увлечении: «Я дирижировал оркестром на катке, устроенном на Суре, и когда видел юную красавицу Нину, передавал палочку заместителю, надевал коньки и фланировал к ней».

Первая мировая
Идиллию прервала Первая мировая война. Вместе с полком Алексей отправляется на фронт. Военный оркестр был по совместительству и похоронной командой, так что довелось увидеть ужас смерти в полной мере.

Еще в юности Алексей Сергеевич увлекся фотографированием и во время войны сделал сотни снимков, составив своего рода летопись фронтовых будней. На многих фотографиях сделана надпись, где и когда сняты.

Сегодня в семейных архивах осталась небольшая часть коллекции — уникальное свидетельство начала XX века. На кадрах — построение 12-го Астраханского полка на Ходынском поле, минуты отдыха после битвы, отступление русской армии от границ империи, лежащий в обломках самолета летчик…

Чувство товарищества
Революцию Турищев принял как данность. После окончания Гражданской войны вернулся в Пензу, стал капельмейстером 1-го Пензенского советского полка. Вернулся и к преподаванию в музыкальном училище и музыкальной школе № 1, впоследствии став ее директором.

В Великую Отечественную войну он был завучем, потом директором училища. В Пензу эвакуировали учеников из Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории. Для Алексея Сергеевича эти дети стали такими же сынами полка, каким когда-то был он сам. Директор заботился не только об учебе, но и о быте — еде, одежде, дровах.

— Добрый и отзывчивый, он не был сухим администратором, вкладывал в любое дело душу, — рассказывает Алексей Львович. — Духовики привыкли «играть в команде», потому забота о товарищах у них всегда была на первом месте.

Так, уже после войны специально для солдат, потерявших на фронте зрение, он открыл в училище отделение, чтобы они могли получить профессию, которая бы и кормила, и согревала душу.

Оркестр на… велосипедах
Административную работу Турищев совмещал с дирижированием, руководя музыкальным коллективами индустриального института и велозавода. Он даже организовал оркестр на велосипедах, который давал концерты в сельской местности.

В воскресные дни Алексея Сергеевича можно было увидеть во главе военных духовиков в парке им. В. Г. Белинского. Причем одного из музыкантов дирижер отправлял в укромное место, чтобы его не видела публика. И когда оркестр замолкал, из близлежащих кустов начинали литься божественные звуки — тот музыкант исполнял свою партию, так сказать, инкогнито. Такой неожиданный романтический сюрприз особенно нравился публике.

Алексей Сергеевич очень любил Пензу, ставшую для него по-настоящему родной. Природа средней полосы, тенистый, уютный город, красивейшая река Сура, по которой всей семьей любили кататься на лодках, были дороги душе музыканта.

И сам он стремился сделать город краше. Вот маленький пример. За его домом находился пустырь, который люди потихоньку превращали в помойку. А Турищев взял и разбил там роскошный цветник. Причем цветы никогда не срезал, делая исключение только на 1 сентября: в этот день он раздаривал их ребятам своего двора.

Композитор
Продолжал Алексей Сергеевич и писать музыку, в основном польки и вальсы.
— Абсолютно нетщеславный, лишенный меркантильности, мой дед никогда не публиковал свои произведения, исполняя их в кругу друзей, — рассказывает Алексей Львович. — Хорошо играл на многих инструментах. Я помню, как к нам домой приходили хормейстер и оперный певец Федор Петрович Вазерский, пианист Николай Александрович Витвер, директор художественного училища Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов, начальник артучилища генерал-полковник Иван Иванович Волкотрубенко. Они вместе музицировали. Дед садился за пианино и, хотя пальцы были коротковаты, играл прекрасно.

Мало кто знал до 50-х годов, что он был автором знаменитого «Варяга». До войны этот марш был как бы запрещен: воспевать подвиг матросов царского флота, видимо, считалось идеологически неправильным.

Но заложенные в музыке мощь, сила духа не могли остаться в забвении. Когда настало время тяжелейших испытаний — Великая Отечественная война — о марше вспомнили, он стал все чаще звучать по радио.
Услышав свое произведение, Алексей Сергеевич сказал только одну фразу: «Ну, слава богу, не забыли».

Из-за его скромности многие были склонны считать, что музыка народная. Есть версии, что Турищев только обработал звучавшие в то время марши.
— Дед за славой не гнался и не стал бы себе приписывать авторство. Будь автором марша другой человек, об этом наверняка стало бы известно, — считает Алексей Львович. — Но претендентов на авторство никогда не было.

Можно удивиться и тому, что Турищев написал только одну мелодию, снискавшую славу. Но таких примеров в истории множество. Среди музыкантов, написавших единственную гениальную вещь в жизни, — Руже де Лилль с его «Марсельезой» или Консуэло Веласкес, в столь же юном возрасте, как и Турищев, создавшая бессмертную «Бессаме мучо».

СПРАВКА
История создания марша
В 2004 году героев Русско-японской войны — матросов и офицеров крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» — с почестями встречали в Одессе, Москве, Санкт-Петербурге. В их честь 29 апреля 1904 года императором Николаем II был устроен торжественный прием в Зимнем дворце. Впервые в исполнении сводного оркестра прозвучал еще никому не известный марш «Наверх вы, товарищи, все по местам».

Дирижировал оркестром 15-летний капельмейстер Алексей Турищев. Столь высокую честь молодому музыканту оказали как автору музыки марша.

Турищев, служивший тогда в военном оркестре 12-го Астраханского гренадерского императора Александра III полка, принимал участие в конкурсе, объявленном императором Николаем II на лучшую песню-марш, прославлявшую мужество и храбрость российских воинов (автором слов был австрийский поэт Рудольф Грейнц, перевод Евгении Студенской).

Удивительно, но 15-летний юноша стал победителем. С первых тактов мелодия звала на подвиг, в ней слышалась сила воинского духа. Марш стал величественным и героическим гимном во славу русского народа.

ФАКТ
10 августа 1941 года сторожевой корабль «Туман» обнаружил у входа в Кольский залив три немецких эсминца. И хотя силы были неравные, «Туман», как и «Варяг» в свое время, вступил в бой.
Немцы в упор расстреливали безоружное судно. «Флаг!» — крикнул кто-то из моряков, и пробитое полотнище подхватил рулевой Константин Семенов. С эсминцев открыли стрельбу, а навстречу снарядам летела песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».
Самое потрясающее в этом марше то, что он не только вдохновляет на победу, но и дает силы достойно умереть…

Гордиться именем
Алексей Турищев умер 6 февраля 1962 года. Похоронен на Митрофаньевском кладбище. В Пензе нет ни улицы его имени, ни мемориальной доски на здании музыкальной школы № 1 или музыкального колледжа.
Снятый в 2007 году пензенским музыковедом Людмилой Усовой фильм «Знамя и оркестр, вперед!» — единственное в последние годы упоминание о нем.

В фондах краеведческого музея хранятся материалы и вещи Турищева — фотографии, фисгармония, гинтер (походный офицерский чемодан-кровать), которые периодически выставляются.
Когда-то маэстро передал в Дом учителя уникальные ноты — некоторые датированы началом XVIII века. Но Дом учителя упразднен, ноты утеряны.

На днях вместе с семьей Држевецких мы побывали на могиле Алексея Сергеевича на Митрофаньевском кладбище.
Алексею Львовичу 70 лет, два его сына — военные люди, в Пензу приезжают редко, поэтому нелишней будет забота общественности о могиле Турищева.

Люди помогают, рассказал внук композитора. Несколько лет назад он обратился к заведующему пензенскими кладбищами Василию Бизикову (ныне он глава Железнодорожного района) и попросил помочь убрать упавшие на захоронение старые деревья. Тот мгновенно откликнулся. Когда заказывали новую мемориальную доску на памятник, мастер отказался брать деньги, узнав о «Варяге».

В этом году исполняется 100 лет, как Турищев приехал в Пензу, и 50 лет со дня его смерти. Это еще один повод воздать должное этому человеку. Группа пензенских краеведов, ученых, историков, писателей — Олег Антонов, Виктор Кондрашин, Александр Тюстин, Геннадий Горланов, Виктор Иванов — выступили с инициативой увековечить его память.

Это предложение поддержал и. о. начальника Управления культуры и архива Пензенской области Евгений Шилов. Все вместе они намерены обратиться с ходатайством в органы власти о присвоении одной из улиц имени автора марша и установлении ему памятника в городе, мемориальных досок на зданиях музыкальной школы № 1 и музыкального колледжа.

— Хорошо бы выпустить памятные открытки, почтовые конверты, установить стенды в учреждениях культуры, посвященные Турищеву, — считают они. — Память об этом человеке должна стать предметом заботы краеведов, музыковедов, историков, работников культуры, представителей власти.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное