Учитель должен идти на опережение

Учитель должен идти на опережение

Своими мыслями по поводу модернизации образования поделилась учитель английского языка гимназии № 44 города Пензы, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года-2011» Яна Куприна.

— Яна Владимировна, о национальном проекте «Образование», который продолжается в стране и в нашей области, в частности, много говорят и пишут. Как хорошего, так и плохого. Хочу спросить у вас как у непосредственного участника процесса: что, на ваш взгляд, кардинально изменилось в образовании в последнее время? И — что немаловажно — стал ли учитель действительно жить лучше?
— Начну себя. Я пришла в школу в 2004 году. Моя зарплата составляла в то время 1803 рубля. Заходя в магазин или на рынок, я трижды прикидывала, прежде чем что-то купить. Хорошо, что в то время молодым специалистам были предусмотрены единовременные выплаты в 10 тысяч рублей. Да и то на эти деньги я смогла оплатить лишь третью часть стоимости своего первого компьютера. Сейчас — говорю безо всякого лукавства — моя зарплата выросла почти в 10 раз (со всеми стимулирующими надбавками). В прошлом году, к примеру, я дважды со всей семьей позволила себе отдохнуть за границей. Чувствуете разницу?

— Сомневаюсь, что это лишь благодаря зарплате учителя…
— Конечно, в данном конкретном случае помогли победы на конкурсах, в которых я участвовала. Сначала был региональный этап «Учителя года», затем — федеральный. Но ведь никто не мешает любому учителю принять участие в столь многочисленных конкурсах, которые сейчас финансируются в рамках реализации национального проекта «Образование». Было бы желание! Да, есть такие учителя, которые утверждают, что наша зарплата все равно мала. При этом они сами не проявляют инициативы, чтобы, например, повысить квалификацию, принять участие в какой-нибудь олимпиаде или конкурсе. Путей много. А ведь из этого во многом складываются те самые так называемые стимулирующие надбавки. Каждая победа дает баллы, а баллы — очередную прибавку к зарплате…

— О том, что в материальном плане ваша жизнь улучшилась, все ясно. Как изменилась жизнь самой гимназии?
— Помню, когда я только устроилась на работу, у нас был один-единственный класс, в котором имелась интерактивная доска. И мы загодя записывались в очередь, чтобы провести в этом кабинете свой урок. До драки, конечно, не доходило, но чувствовалась весьма накаленная атмосфера… Посмотрите на ситуацию сейчас. В каждом классе — компьютеры, интерактивные доски. Каждому, отметьте, каждому учителю приобрели нетбук и отдали в безвозмездное пользование.

— А если я получил нетбук, а завтра написал заявление и уволился...

— Нет, в этом случае оборудование придется вернуть. И оно достанется тому, кто придет на ваше место.

— Тогда сразу вопрос по ходу: и много молодежи сейчас желает работать в школе?
— В этом году у нас пришло три новых специалиста. Все в 2011 окончили вуз. Коллектив постепенно молодеет, хотя нельзя сказать, что он молодой в целом. Многие опытные педагоги сразу же «вгрызаются» в процесс — осваивают компьютеры, другую современную технику. Некоторые не могут «перешагнуть через себя» и перестроиться, тогда они вынуждены уступать место молодым. Я думаю, что это естественное явление. Так и должно быть.

— У вас в гимназии есть компьютеры, нетбуки, интерактивные доски… Это, конечно, хорошо. Но скажите честно: что, с их помощью вам стало легче работать? До учеников знания «доходят» быстрее, чем раньше, когда они воспринимали предмет на слух? Или же это просто дань технологическому прогрессу?
— Ну, об этом и учеников надо спросить…

— Мы спросим, не беспокойтесь…
— Скажу о своем предмете. Изучать иностранный язык лишь с помощью учебников — занятие по большому счету бестолковое. Особенно сейчас, когда у современных школьников столько возможностей. Они чаще путешествуют по миру, они могут уехать обучаться за границу, существует масса программ обмена школьниками между странами. И в этих условиях помогает техника. Если мои слова еще и сопровождаются видеорядом на интерактивной доске, ученик быстрее и глубже понимает предмет. Уже не те времена, чтобы по старинке зубрить «мама мыла раму». С помощью компьютерных игр мы учим разговорный английский язык, чему раньше вообще не уделялось внимания. На уроках мы заполняем таможенные декларации, другие документы… Благодаря выходу в Интернет, общаемся со сверстниками из англоязычных стран, у нас даже есть сетевой проект, в котором участвуют учащиеся десяти стран дальнего и ближнего зарубежья. Без техники мы по-прежнему топтались бы на одном месте. Вместе со школьниками совершенствую свои знания и я, но тут обязательно нужно учесть следующий момент: я должна идти со все нарастающим опережением. Иначе мой школьник, вернувшийся из очередной поездки по программе обмена, «положит меня на лопатки» своими знаниями языка. А это будет мой провал как педагога.

— В этом году в рамках модернизации начался поэтапный переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты. В чем их основная суть?
— Раньше подход в образовании был такой: каждому школьнику в течение 11 лет давалась определенная сумма знаний по каждому предмету. Новые стандарты предусматривают системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности. Чтобы ребенок, выйдя из школы, не только обладал знаниями, но и смог применять их в жизни.

— Будет больше практических занятий?
— Да. Согласны, что ученик должен уметь работать с книгой не только на уроке литературы? Он должен уметь применять ее и на других уроках. Так? Вот и одна из наших главных задач — научить школьника применять полученные знания и умения на практике. Я бы назвала это формированием универсальных учебных действий.
И никак нельзя забывать о том, что прогресс в России не только не стоит на месте, он идет все быстрее и быстрее. Нам — педагогам — надо не только подстраиваться и передавать знания подрастающему поколению, но и порой предугадывать направление своих следующих шагов.

ЦИФРЫ
Реализация национального проекта «Образование» продолжится в Пензенской области и в этом году. На эти цели будет выделено: более 117 миллионов рублей из федерального бюджета и 151 миллион 240 тысяч рублей — из регионального.

ОПРОС
Что изменилось?
Захар Тюрин, 10 класс: «С тех пор, как в классах появились интерактивные доски, знания стали даваться легче. Мы используем новую технику из урока в урок. И мне, например, гораздо удобнее воспринимать предмет, глядя на доску, чем просто на слух».

Юна Тимирбаева, 8 класс: «Придя 1 сентября в гимназию, мы ее не узнали. В коридорах появились новые скамейки, в классах — парты, везде установили пластиковые окна. Оборудовали современный кабинет химии, что для меня особенно важно: я учусь в химико-биологическом профильном классе и в будущем хочу стать медиком. Теперь вот надеюсь, что осовременят и кабинет биологии».

Мария Бордукова, 11 класс: «Я хотела бы отметить работу столовой. У нас вошли в традицию дни национальной кухни. Каждую неделю повара нас удивляют то татарскими блюдами, то чувашскими. Вскоре в гимназии начнется Неделя иностранных языков. И Яна Владимировна обещала, что мы обязательно полакомимся блюдами английской и немецкой кухни».

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке