Бизнес на интеллекте

Бизнес на интеллекте

За три года аспирантка Яна Санягина с коллегами «вырастила» научную разработку до серийного заводского производства.

Она никогда не планировала заниматься бизнесом. Тем более — инновационным. Правда, будучи студенткой, она, как и ее сокурсники по строительному университету, и слова такого поначалу не слышала — «инновация». Яна просто хорошо училась и всегда знала, что пойдет в аспирантуру. Именно там она и вошла в группу разработчиков, которые занимались созданием бетона нового поколения. Будущее ноу-хау рождалось на кафедре «Технологии бетонов, керамики и вяжущих» под руководством профессора Калашникова.

Молодежи — «зеленый свет»
Когда научная работа по усовершенствованию бетона была завершена, разработчики понимали: у них в руках — продукт, аналогов которому нет в мире. Но наличие опытного образца еще не давало повода надеяться, что 
Взлет начался в 2007 году. Тогда руководство университета подвигло начинающих ученых поехать на конкурс научно-технических работ студентов «Эврика» в Новочеркасск. Там наши взяли первое место.

— Теперь в каждом государственном вузе есть подразделение, которое занимается продвижением студенческих инициатив. Если у тебя есть предпосылки к творчеству, энтузиазм — обязательно помогут, будут продвигать, — говорит Яна. — Нам повезло, что попали в струю: в 2009-ый, объявленный Годом молодежи, развернулась масштабная поддержка. Нас «вытащил» Селигер, на который нас направили по линии областного управления инновационной политики.

Перевернули мозги
До Всероссийского инновационного форума Яна была уверена, что ее диссертация после успешной защиты, как и у многих других, ляжет на полку. Но несколько дней сделали из молодого ученого начинающего предпринимателя.

Вчерашних лабораторных ученых засыпали вопросами: «Кому нужно ваше изобретение? Как вы собираетесь его продвигать? Сколько денег вам потребуется на раскрутку ноу-хау? Какая от него польза? И, наконец, кто его купит?»

— Нам буквально перевернули мозги, заставив поверить, что изобретение — вовсе не конечный продукт. Новшество, внедренное в производство и  востребованное рынком — вот что такое инновация. Проект должен работать и приносить прибыль, — говорит Яна. 

Особо она волновалась перед встречей с Владимиром Путиным. Но очередь задать свой вопрос до нее так и не дошла. Премьер больше рассказывал о возможностях, которые сегодня есть у молодых. Потому что целью встречи было — не столько узнать об особенностях той или иной разработки, а подвигнуть молодых не дать их изобретениям пылиться на полках, а зарабатывать на них, заодно продвигая отечественную науку и производство вперед.

После Селигера Яна стала презентовать не идею, а продукт со всеми его преимуществами. И на следующий год вернулась на форум уже не как автор проекта, а как руководитель инновационного предприятия.

И себя проверили на прочность
В 2010 год проект Яны Санягиной получил первый грант на производство. Ее компания ООО «Инновационные технологии» стала действовать в тандеме с ООО «Долговечные композиционные материалы». Руководитель последний – тоже выпускник ПГУАС (2011 года) Олег Суздальцев — также стал обладателем гранта: и стартовый капитал компаньонов удвоился, составив 1 миллион рублей.

В том же 2010-м по итогам областных конкурсов взяли еще два гранта. Арендовали производственное помещение на ООО «Новотех», которым руководит заслуженный строитель России, профессор, завкафедрой «Основания и фундаменты» ПГУАС Вячеслав Глухов. Закупили оборудование, установили две производственные линии — на одной изготавливается тротуарная плитка, на другой — фасадная.

— Образцы, полученные в заводских условиях, оказались даже лучшего качества, чем мы смогли добиться в лаборатории, — рассказывает Яна. — Если бы не господдержка, мы бы на такой уровень сами еще долго не вышли.

Но продвигать товар приходилось самим. Пять тысяч листовок, описывающих характеристики уникального бетона, своими ногами разнесли по частному сектору. Сначала заинтересовались частники. Потом пришел первый крупный заказчик — одна из мощнейших компаний-застройщиков.

— Мы взяли заказ, но денег на сырье не было. И тут, представляете, приходят деньги по одному из грантов. Это было нашим спасением, — улыбается теперь молодой руководитель компании.

Итак, в июле 2011 запустили линии. А к августу не успевали выполнять заказы. Слава нового пензенского бетона уже перешагнула граница области. Звонят из регионов, из столицы. А недавно на Яну вышел настоятель одного из храмов в республике Мордовия — им для строительства нужны плитка самого высокого качества.

Готовы заново мостить Московскую
Рецептура высокопрочного бетона и не менее уникального — противообледенительного, само собой, секрет разработчиков. Достаточно сказать, что ни того, ни другого прежде не существовало. Первый имеет марку 800 (на пензенском рынке до этого присутствовали только марки 300 — 500, максимум). Эти цифры характеризуют прочность нажатия (в мега паскалях). Кстати, компания способна изготовить плитку с прочностью 2000! Но пока в мире мало кто знает, что это стало возможно. Самые жестокие испытания — под многотонным грузовиком и заводским прессом — доказали: плитка не трескается ни при каком давлении.

Второе ноу-хау, похоже, может раз и навсегда решить проблему скользких улиц. Противообледенительная бетонная плитка не впитывает воду — лед и снег просто соскальзывают с него или легко сметаются.

— Если будет конкурс, мы готовы претендовать на поставку плитки для обновления улицы Московской, — уверенно заявляют молодые предприниматели.

Как сделать себя предпринимателем
Советы от Яны Санягиной
1. Верить в себя! Не бояться начинать незнакомое для себя дело. Сегодня государство нацелено на поддержку молодых изобретателей: если у вас есть идеи и стремление их реализовать — вам точно будут помогать. 
2. Быть заметным! Участвовать во всех форумах, слетах, конкурсах, на которые студентов то и дело зазывают наши вузы, областные управления и министерства. Победы в них — дополнительные очки в пользу вашего проекта. 
3. Быть активным! Узнавать обо всех схемах поддержки и грантах, которые учреждает правительство области, и обязательно подавать заявки: не в одном конкурсе, так в другом непременно выиграете и получите средства на реализацию вашей бизнес-идеи. 

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное