Пензенский врач Анна Сундукова рассказала о плачевных последствиях самолечения

Бесконтрольный прием лекарств может сорвать нормальную работу пищеварительного тракта и не только

Пензенский врач Анна Сундукова рассказала о плачевных последствиях самолечения

Не навреди! 

Анна Николаевна —  врач с 30-летним стажем, возглавляет гастроэнтерологическое отделение областной больницы им. Н.Н. Бурденко. Оно работало в плановом режиме, даже когда в клинике был «ковидный» госпиталь. 

Бывает, человек вроде и не позволяет себе лишнего в питании — избегает жирного, жареного, а все равно сталкивается с болью в животе. Часто ее причинами становятся бактерия хеликобактер пилори (она в 90 процентах случаев провоцирует язву желудка или двенадцатиперстной кишки), малоподвижный образ жизни и «шлейф» инфекций, которые поражали организм в прошлом. 

Настоящая беда — бесконтрольный прием нестероидных противовоспалительных и обезболивающих препаратов (таких как нимесулид, кеторол, мелоксикам и т. д.) и антиагрегантов (кардиомагнил, тромбоасс и др.). 

— Дозировку и длительность их приема должен определять врач, — говорит Анна Николаевна. — Но многие привыкли лечиться самостоятельно, получая консультации в Интернете. А потом удивляются, откуда взялась язва желудка.

Прибавил работы гастроэнтерологам и коронавирус. Многие пациенты вынуждены лечиться длительно, и препараты используются серьезные. Последствия — лекарственное поражение печени.
 
Некоторые болезни внутренних органов на начальных стадиях не имеют ярко выраженных симптомов. Пациенты рассуждают так: «Чего идти к врачу, если не сильно болит?»

Анна Николаевна предупреждает об опасности такой позиции. 

— Взять ту же язвенную болезнь. Если не вылечить ее на ранней стадии, то это может привести к перфорации желудка или развитию онкологии. 

Особенно коварны заболевания печени. Она не имеет нервных окончаний, поэтому не может послать мозгу болевой сигнал, если что-то не в порядке. Анна Сундукова советует раз в год делать биохимический анализ крови, который позволяет выявить нарушения в работе печени. 

— В группе риска те, кто принимает много лекарств, курит, злоупотребляет алкоголем, — уточняет она.

Лечиться надо вовремя 

Многие пензенцы во время обострений проходили курс лечения в стационаре. Сейчас люди боятся госпитализации: а вдруг подхватишь коронавирус? Но осложнением не залеченной вовремя язвы могут быть прободение стенки желудка и крово­течение, что несет смертельную опасность. Многие заболевания кишечника и печени также требуют серьезного планового лечения.
 
Анна Николаевна напомнила: гастроэнтерологическое отделение областной больницы продолжает принимать пациентов. Оно находится в чистой зоне. Пациентов принимают только с отрицательными тестами на ковид. 

— Мы единственные в области уже четыре года оказываем высокотехнологичную медицинскую помощь пациентам с язвенным колитом и болезнью Крона. Это тяжелые заболевания кишечника, — добавляет Анна Сундукова. — Применяем генно-инженерную терапию. Лечение очень дорогое, но для жителей области бесплатное, по квотам. 

Анна Николаевна предупреждает, что болезни пищеварительного тракта могут влиять и на другие системы организма. Так, при язвенном колите могут поражаться суставы. Неправильная работа печени отражается на работе головного мозга, сердца. Поэтому так важно обратиться к специалисту при первых звоночках, чтобы не дать болезни прогрессировать и не допустить осложнений. 

— На начальных этапах иногда бывает достаточно изменить образ жизни, — говорит доктор. — Это несложно: надо больше двигаться и правильно организовать питание. Ведь у нас как: пришел вечером с работы, наелся за весь день — и на диван. А нужно хотя бы час после приема пищи занять себя домашними делами или выйти прогуляться.


В «красной зоне»

Анна Сундукова о медицине мечтала с детства. И узнала профессию с разных сторон. Ей довелось поработать терапевтом, заведующей кардиологическим, терапевтическим и гепатологическим отделениями. А в недавнем прошлом жизнь поставила перед ней новую задачу: стать инфекционистом. Более того, в короткие сроки организовать в клинике первую «красную зону» для лечения больных с коронавирусом.

Нужно было быстро принимать решения, подстраиваться под текущую ситуацию. После ускоренных курсов инфекционистов она вместе с коллегами лечила пациентов во вновь организованном отделении и консультировала во время теле­мостов. Очень помогло и знание кардиологического профиля — у многих коронавирус обострял сердечно-сосудистые недуги.

Мало кто мог предположить, что сдержанная, отдающая четкие распоряжения и успокаивающая всех Анна Николаевна внутренне была на грани срыва. Но расслабиться могла только дома. «Жилеткой» становился муж. Она выговаривалась, а то и просто плакала. А наутро приходила в больницу, надевала противочумный костюм и закрывала за собой дверь «красной зоны». В этом одеянии все были похожи друг на друга, но одну пару глаз она всегда узнавала безошибочно — глаза сына. Он тоже врач, работает в том же отделении. 

«Как ты?» — «Все в порядке!» — только на такой, порой безмолвный, диалог и хватало времени в рабочей суматохе.

Так сложилось, что у Анны Николаевны и ее сына разные фамилии (он носит отцовскую). Сундукова считает, что это к лучшему. Сын привык всего добиваться сам, готов много работать ради этого. Главное — любовь к профессии — мама ему уже передала. 

В «красной зоне» Анна Сундукова проработала 2,5 месяца — она, как многие медики, заболела. После выздоровления в ковидный госпиталь не вернулась. Но работы меньше не стало — люди болеют не только коронавирусом. 

Кстати, при хорошей работе желудочно-кишечного тракта наш иммунитет лучше справляется с бактериями и вирусами. И это еще один аргумент для того, чтобы вовремя показаться гастроэнтерологу. 

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке