Яхнутые люди, или О том, как в Пензе появились ловцы ветра

Яхнутые люди, или О том, как в Пензе появились ловцы ветра

Цвет настроения белый

Тем не менее свою презентацию они обставили в лучших традициях этого жанра. Представьте: августовское утро на набережной реки Суры в районе Города Спутника. С недавно взошедшим солнцем соперничают ослепительно белые полотна парусов яхт и высокий шатер с изящными обводами. В него заходят десятки людей, также в светлых одеждах.

Следуя традициям, яхтсмены начинают свою встречу с завтрака в формате фуршета. В меню много блюд с морепродуктами. 

Опытный яхтсмен Никита Леднев обращается к собравшимся с речью:

— Парусный спорт всегда считался привилегией крайне малочисленной группы, уделом сливок общества, но наша команда решила сделать его массовым и доступным для всех!

Эти слова вызывают бурную реакцию, или, выражаясь принятым здесь языком, волнение в 7 баллов. Никита поясняет свою мысль:

— Конечно, сотни лет яхты были предметом роскоши, их ведь делали вручную, из дерева, а управление ими было очень сложным и рискованным. Но сейчас многие виды судов изготавливают в России из полимерных материалов. А научиться управлять ими, например в «Акватории ветра», можно за десять дней. Теперь необязательно покупать свою яхту, можно ходить под парусом в клубе или принимать участие в многочисленных акциях. Налоги не взимаются с парусника, если на нем не установлен двигатель, горючее покупать не надо, а если вы путешествуете, то можно бесплатно жить на яхте, а не в отеле.

В подтверждение слов капитана на проекторе появляются фотографии массовых мероприятий, проведенных этим летом. Это и детские пиратские квесты, во время которых маленькие яхтсмены пробуют управлять парусом, и тимбилдинги для коллег по работе, когда они становятся частью команды одной яхты, и выездные регистрации свадеб и фотосессии молодоженов.

За два месяца этого лета сотни людей были заражены флотской романтикой. И если эти мечтатели не будут сбавлять ход, то идея о массовости парусного спорта может получить реальное развитие.

Женщина на корабле

Зарядив новичков энтузиазмом, их размещают на нескольких яхтах и поднимают паруса. Дует встречный ветер, но для обучения неопытной команды это даже плюс. Капитан и один из основателей яхтклуба Олег Тихонов (в обычной жизни бизнесмен) быстро и уверенно работает с парусом: то подтягивает к себе специальный трос — шкот, то переносит длинную алюминиевую штангу (гик), которая придает форму парусу, на другой борт. 

В какой-то момент он предупреждает всех нас:
— Голову!

Мы послушно наклоняемся, и штанга проносится в сантиметрах над нами. Капитан еще и шутит:
— В переводе с нидерландского «гик» — это палка, и если вы не будете следить за его движением, он может задеть по голове, и тогда вы на себе прочувствуете значение слова «гикнутый». 

Ветер дует нам навстречу, но яхта, ловко поворачиваясь к нему то одним бортом, то другим, быстро набирает скорость — уже 20 километров в час. Нас прилично раскачивает, многие держатся за борт, а в метре от меня стоит неподвижно, как вкопанная, худенькая невысокая девушка лет 20 — помощница капитана Арина Вавилова. 

Легкими движениями одной руки она поворачивает руль вправо — и наше судно резко меняет курс, разрезая набегающие волны. Брызги холодной воды бьют в лицо, кто-то из пассажиров хватает соседа за руку, пытаясь сохранить равновесие. Мы словно игрушки в руках юной помощницы капитана.

— А разве девушка на корабле не есть плохая примета? — обеспокоенно спрашиваю я.
— Только если пассажиры отвлекают своей болтовней, — отвечает Арина. 


На курсе бейдевинд!

Капитан приступает к обучению новичков. Пока еще своими, а не нашими руками он управляет парусом, разъясняет смысл команд:
— На курсе бейдевинд! Добирай шкот! Да, вот этот трос справа от тебя тяни на себя! Приготовиться к повороту! Поворот! Встали на курс! Пересесть в открен — на другой борт, ваш общий вес должен накренить яхту!

Мы осторожно переползаем на левый борт, и судно наклоняется так, что, кажется, мачта сейчас ляжет на воду. Через пару минут Олег уже доверяет мне травить шкот, то есть отвязывать его на большую длину. Я вижу, как благодаря этому парус наполняется ветром, и чувствую себя настоящим морским волком.
 
— А зачем все эти иностранные слова, разве нельзя без них обойтись? — интересуюсь у капитана.

— Во-первых, они краткие и экономят время, а когда идешь под парусом и ловишь переменчивый ветер, мешкать нельзя. Во-вторых, это международный морской язык, и даже если команда состоит из яхтсменов разных национальностей, все поймут друг друга. Мы ведь часто ходим по морям вдали от родины, — объясняет Олег.

— В каких странах чаще бываете? — любопытствую. 

— Зимой отправляемся в Красное или Средиземное море, встаем на якорь подальше от берега, в нейтральных водах, там не нужна виза. Но не любого члена яхт-клуба я могу взять в свою
команду. Очень много в наше время ненадежных людей, недисциплинированных, не каждому можно доверить управление судном. Правда, парусный спорт быстро меняет человека: он становится смелее, появляются твердая, уверенная походка и так называемое оперативное мышление — умение держать в голове сразу много жизненно важной информации (курс, направление ветра, прогноз погоды, рельеф дна). Опытный моряк не только ежесекундно проверяет свои собственные действия, но и присматривает за товарищами по команде. Таких мы называем «яхнутые», на них можно положиться и в море, и на берегу. Думаю, для современной молодежи парусный спорт — самый быстрый и надежный способ повзрослеть.

Черноземное море

Мы тем временем движемся к берегу. Народ сразу осмелел, все фотографируют друг друга на фоне паруса, девушки делают селфи в обнимку с мачтой и рассылают фотографии по соцсетям.

Причаливаем. А на борт поднимается вторая группа новичков. 

После даже получасовой качки на воде кажется, что земля плывет под ногами, слегка кружится голова. Тут я встречаю второго основателя пензенского яхт-клуба — Владимира Юрьевича Егорова. Он семь лет живет в Пензе, приехал из Саратова. Спрашиваю, почему именно в нашем городе он решил воспитывать моряков.

— У вас много подходящих для парусного спорта водоемов — и Сурское море, и Чистые пруды, и затон реки Суры в Городе Спутнике. Есть где разгуляться. Я называю все эти воды Черноземным морем. И я уже влюбился в него, у меня настоящая зависимость! Поэтому уверен, что получится вовлечь тысячи людей в этот спорт. 



Автор: Алексей ЮШИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER