Зигзаги карьеры Владимира Мутовкина

Зигзаги карьеры Владимира Мутовкина

Депутаты Пензенской городской думы выбрали себе председателя, а пензенцам — главу города. Им стал 59-летний Владимир Мутовкин, депутат думы пятого, шестого и седьмого созывов от партии «Единая Россия», до недавнего времени заместитель главы города на внештатной основе. 

Сегодня Владимир Мутовкин — гость «Пензенской правды».   

— Владимир Борисович, большинство жителей Пензы, подозреваем, не вовлечены в работу городской думы и слабо ориентируется в раскладе политических сил. Что представляет собой коллектив, который вы теперь возглавляете?
— 19 членов «Единой России», 12 — КПРФ, по одному от «Справедливой России», ЛДПР, «Партии пенсионеров» и один самовыдвиженец. Четыре женщины, остальные мужчины. 

О семье

— Расскажите, пожалуйста, о себе. Вы происходите из бедной семьи? 
— Семья была самая простая. Папа — термист на заводе «Автозапчасть»,  мама — лаборант на заводе КПД. Жили в коммунальной квартире на улице Саранской,  этот дом теперь снесен… Мы тогда не понимали, что такое бедность. У нас была крыша над головой, имелось что покушать  и одеть. Все мы, ребята, ходили в одинаковых  кедах за 4 рубля, в сатиновых шароварах и чувствовали себя вполне довольными жизнью. Люди тогда относились добрее друг к другу, зависти ни у кого никакой не было. Все считали своим долгом работать на благо государства. И это передавалось нам, детям.

— Сегодня молодые люди, которые хотели бы построить карьеру чиновника, начинают с того, что получают высшее образование по профилю госслужбы и муниципального управления. А вы начали с того, что пошли на завод и отработали десять лет. Почему именно завод? 
— Вообще-то я планировал стать военным летчиком, поскольку читал много книг о войне и вообще много книг. Любимые: «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия», «Балтийское небо» Николая Чуковского, «Ночные ведьмы» героя Советского Союза, летчицы Раисы Ароновой, биография Александра Яковлева «Цель жизни. Записки авиаконструктора». 

После школы поехал поступать в Армавирское летное училище, но, к сожалению, не прошел медкомиссию. А тогда был культ рабочего человека,  и я, вернувшись домой, устроился работать на завод ВЭМ учеником слесаря-сборщика. 

Поскольку в школе учился достаточно прилично, средний балл аттестата составлял 4,5, то вскоре по направлению от ВЭМа поступил во ВТУЗ [ныне ПензГТУ], одновременно работал и учился. 

После третьего курса перешел в серийное конструкторское бюро. В зарплате потерял, но  было интересно — мы занимались  разработкой автоматизированных систем проектирования, про которые тогда еще мало кто слышал. 

Из пистолета и автомата  

— В СМИ, информируя о вашем назначении, позиционировали вас как «полковника ФСБ», а не как, например, бывшего директора департамента ЖКХ города. Тем не менее — как вы стали работником спецслужб?
— Тогда в управлении КГБ по Пензенской области начали внедрять вычислительную технику, и потребовались специалисты. Мне предложили работу. Год длилась проверка, после чего я был зачислен в информационно-аналитическое отделение. Закончил с отличием высшие курсы КГБ в Горьком, после чего перешел на оперативную работу. 

Завершил службу в должности заместителя начальника информационно-аналитического отдела в звании подполковника подчеркиваю. До полковника не дослужился.  

— А в какой сфере вы работали? 
— В разных. И защита секретов на предприятии оборонного комплекса, и борьба с коррупцией и контрабандой. Одно время был прикомандирован к пензенской таможне…  В 2000-е годы широко была распространена так называемая экономическая контрабанда. Сюда везли товары из Китая, но оформляли их под видом транзита, чтобы уменьшить  платежи. Пару таких «караванов» удалось обезвредить. 

А еще боролись против ухода от НДС. Тогда, если коммерсанты оформляли вывоз за границу какого-либо товара, произведенного на территории страны, то можно было возместить НДС из бюджета. 

Одна из операций особо запомнилась — удалось предотвратить незаконное возмещение НДС в размере 385 миллионов. За границу по документам отправлялись 54 вагона якобы с буровыми установками. А фактически эти установки оставались на местах… Это если коротко о моей службе, потому что вопросов по ней задают много. 

— В 2000-м вы были в Чечне. И у вас есть орден «За военные заслуги». Какие именно заслуги были так высоко оценены? 
— Орден получил за ряд мероприятий, связанных с обезвреживанием банд-формирований, то есть удалось раскрыть и задержать людей, причастных к ним, а, самое главное, удалось предотвратить ряд террористических актов буквально в последний момент — уже были заложены взрывные устройства.  Если бы этого не случилось, погибло бы большое количество людей, в том числе сотрудников правоохранительных органов. На тот момент в Чеченской республике были выборы, их хотели сорвать. Я находился в Чечне полгода. 

— Какими боевыми навыками как работник спецслужб владеете? 
— Я был оперативным работником, а, значит, выполнял определенные нормативы по физической подготовке, стреляю из штатного оружия: пистолета, автомата Калашникова, пулемета, винтовки СВД. Но основная задача операботника – думать и получать информацию, которая необходима для обеспечения безопасности нашей страны. 

С чего начать? 

— Если бы у вас был неограниченный бюджет и административный ресурс, какую проблему в городе вы бы решили в первую очередь?   
— Как человек, знакомый с коммунальным хозяйством муниципалитета, поменял бы все инженерные сети, и еще бы создал нормальные условия для жизни людей. 

— Читаете ли вы сейчас литературу, в том числе художественную, или, по примеру большинства, не читаете, оправдываясь тем, что «нет времени»? 
— Художественную литературу читаю достаточно мало. Вот Михаил Лабковский в книге «Хочу и буду» порекомендовал для того, чтобы мозги отдыхали, читать фэнтези. Я попробовал на примере Сандерса Брэндона «Сплав закона». Как-то меня не впечатлило. Поэтому сейчас стараюсь читать книги, способствующие развитию, о том, что представляет собой человек, чем он руководствуется в своем выборе, что им движет. Это такие писатели как Джо Диспенза, Иоахим Голдберг, Нассим Талеб. У Талеба прочитал «Одураченные случайностью» и «Черный лебедь». Последняя книга особенно понравилась, она о случайных событиях. Там есть впечатляющая цитата: «Один капитан сказал: «Я проплавал 20 лет, и у меня не было ни одного ЧП». И это был капитан «Титаника». 

— Есть ли у вас дома животные? 
— Сейчас у меня временно две птички амадины. Дети уехали отдыхать, отдали нам их на временное воспитание. А так у нас в доме все время жили собаки. Когда я уезжал в Чечню, жена принесла домой кутенка, думала, что-то вроде чихуахуа. Он был такой кругленький, миленький, неуклюжий, я назвал его Пельмень. Но внутренне я был, скорее, недоволен что ли, потому что когда раньше мы обсуждали с женой идею завести новую собаку, я был за то, чтобы она помогала мне в охоте. Мне нравились дратхаары. А жена не соглашалась: «Да ты что! Уши висят, жесткошерстная, мордочка некрасивая, я такую не хочу…» И вот звоню жене из чеченской командировки, а Пельмень у нас уже месяца три жил, спрашиваю, как он там. Минутная пауза. Зато, отвечает, он добрый. Я не понял. Приезжаю домой. А у Пельменя уши висят, сам он жесткошерстный, мордочка тупая…Мы смеялись… Очень умный был пес, всеобщий любимец. 

— Когда вы в последний раз смотрели на звезды?
— Да вот только в субботу — когда был в деревне в Лунинском районе. Я, кстати, люблю вечером понаблюдать за звездами. 

Блиц 

— Любимый цвет? 
— Зеленый, потому что это цвет жизни, цвет весны. 

— Вас на улице узнают в лицо? 
— Ну, не знаю. Пока не подходят. 

— Любимая телепрограмма? 
— «Рыбалка и охота». 

— Джинсы или смокинг?
— Конечно, джинсы, но получается практически все время смокинг, в смысле галстук и пиджак. 

— Нищим на улице подаете? 
— На улице нищие мало встречаются, а когда у церкви бываю — стараюсь подавать. 

— Как вы оцениваете то, что большинство пензяков, если вы назовете свою должность, скорее всего, даже не поймут, о чем речь?   
— Отношусь к этому спокойно.      

— Сколько денег в месяц вам нужно для счастья?  
— Счастье определяется не деньгами, а внутренним состоянием. Ну, для определенного благосостояния, думаю, тысяч 50-60 на человека хватит, если не загоняться. Как сказал поэт Губерман: «Не зря у Бога люди вечно просят успеха и удачи в деле частном. Хотя нам деньги счастья не приносят, но с ними много легче быть несчастным».

— Какова ваша официальная зарплата как главы города?  
— Это я точно узнаю, когда буду декларацию в налоговую подавать, пока — в районе 100 тысяч рублей. Со всеми выплатами и надбавками. 

— Вы счастливый человек? 
— Думаю, что да. 

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER