За штурвал никогда не поздно: как пензенский парашютист стал пилотом самолета

Он сменил «тряпочную» авиацию на настоящую и основал традицию праздничных авиашоу в Пензе

За штурвал никогда не поздно: как пензенский парашютист стал пилотом самолета

Зависть не самый плохой мотиватор в нашей жизни. Во всяком случае, именно это чувство заставило Дмитрия подняться в небо. А дело было так. Его одноклассник совершил первый прыжок с парашютом, получил удостоверение, чем и хвастался на переменах. А девочки восхищались: «Какой ты смелый! И тебе не страшно было?» Ну как тут не позавидуешь?!  

Верхом на аэродром

«Невероятный восторг! Ни с чем не сравнимое чувство свободы! Адреналин зашкаливает! Ты в свободном падении, один на один с голубой бездной…» – примерно такие отзывы можно услышать от людей, впервые прыгнувших с парашютом.

А Дмитрий Суменков, вице-президент и региональный представитель Федерации авиации общего назначения России, признается, что его ощущения от первого прыжка не были восторженными.

DSC_4754.jpg
– Детство мое прошло в Сосновке Бессоновского района, неподалеку от аэродрома ДОСААФ, я часто видел, как прыгают спортсмены, – рассказывает он. – И в 16 лет сделал это сам. На аэродром прискакал верхом – у нас была своя лошадь. Сердобольный инструктор привязал ее к дверям сторожки, укрыл самолетным чехлом (холодно уже было, поздняя осень) и сена притащил откуда-то. Я зашел в самолет, надел парашют. Набрали высоту около 300 м, в окно смотрю – страшновато. А нам прыгать с 1000 метров! Открывается дверь самолета, я вижу пропасть, в которую придется шагнуть, и думаю: ну все, привет, пишите письма. Как прыгнул, как летел – уже не помню. Приземляюсь, подбегают журналисты из какой-то газеты:

– Дима, поделитесь ощущениями от первого прыжка!

– Да пошли вы…

Парашют бросил и пешком домой отправился. Потом вспомнил, что на аэродроме лошадь оставил, пришлось возвращаться. Думал: «Больше ни за что и никогда!»

А сам, как оказалось, «заболел» небом. И сделал 2,5 тысячи прыжков. 

На земле и на воде

«Тряпочная» авиация – так военные пилоты называют все, что связано с парашютами. Чтобы получить допуск к полетам, каждый ас обязан ежегодно совершить два прыжка. Делается это с крайней неохотой. Ну не готовы те, кто управляет надежными крылатыми машинами, падать в неизвестность, доверив свою жизнь тряпочке и укладчику парашютов.

DSC_4609.jpg

В общем, парашютисты и летчики – две отдельные небесные касты, и переход из одной в другую встречается крайне редко. Поэтому, когда Дмитрий Суменков, завершив карьеру офицера ФСБ и выйдя на пенсию, пошел учиться на пилота, собратья по скайдайвингу неодобрительно качали головой: мол, изменил «тряпочной» авиации.

– А мне хотелось раздвинуть привычные границы, тем более появилось больше свободного времени, – говорит пилот. – Надо сказать, обучение летному делу, если ты не в вуз поступаешь после школы, недешевое удовольствие (от 1 млн рублей за курс в 2,5 месяца). Сам я вряд ли смог бы его оплатить, но повезло − нашелся меценат.

Начав со специализации пилота одномоторного самолета, со временем Суменков освоил еще и двухмоторный самолет, и самолет-амфибию.

DSC_4689.jpg
Выучиться выучился, а где применять знания, умения и навыки? Позволить себе приобрести частный самолет могут лишь состоятельные люди. Но и тут помог счастливый случай. Один из известных пензенских предпринимателей также решил поддержать пилота-энтузиаста и приобрел самолет стоимостью около 17 млн рублей, еще не зная, что открыл новую страничку в истории пензенской авиации.

Дерзкий и бешеный

То, что журналисты «ПП» увидели на аэродроме Сосновка, где встретились с Дмитрием Суменковым, напомнило сюжет из жизни олигархов. Два рос­кошных летательных аппарата в ангаре – изящная амфибия, окрашенная в цвета российского флага, и брутальный одномоторный СП-55 М с изображенными на обоих бортах головами рычащих тигров. С кожаными креслами, блестящими поверхностями, идеально чистыми приборными панелями с экранами, сигнальными лампами и другими диковинными приспособлениями – прямо как в фильме «Авиатор» с Леонардо ди Каприо.

DSC_4507.jpg
– СП-55 М были выпущены ограниченной серией в 2020 году, – любовно поглаживает машину по оранжевому боку Дмитрий Александрович. – 
У этого 50 часов налета, он дерзкий и бешеный, сложный в управлении.

Оба вида воздушного транспорта были представлены широкой публике на недавнем майском гидроавиаслете «Крылья Спутника», где был установлен рекорд России по количеству гидросамолетов, одновременно приземлившихся на одну акваторию, – 22 машины.

Идейным вдохновителем и одним из организаторов этого грандиозного действа стал именно Суменков. С его легкой руки второй год подряд на День Победы пензенцы имеют возможность наблюдать фигуры высшего пилотажа в исполнении наших земляков и летчиков из других городов.

DSC_4566.jpg
– С одной стороны, хочется сделать праздник более ярким, порадовать людей, а с другой – мы таким образом пропагандируем летное дело среди детей и молодежи, – поясняет Суменков. – Ведь такое шоу всегда вызывает чувство патриотизма, и кто-то наверняка нам позавидует и сам захочет сесть за штурвал.


Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER