Время свершений: Артист Пензенского драмтеатра Сергей Пахомов отметил «золотой» юбилей
— Да я вообще бешеный по жизни! — энергично взмахнул руками артист драмтеатра Сергей Пахомов, сыгравший синьора Капулетти. — Темперамент в землю не зароешь! В том эпизоде надо было ломать ритм, поскольку начиналась другая история: главы двух кланов делили сферы влияния. Это страшная история, ведь поводом служила свадьба их детей. Поэтому мне нужно было в этом эпизоде «плюсануть», нельзя было нюни разводить.
— Вы где-то подсмотрели образ главы клана Капулетти? Или это плод фантазии?
— Нет, я не стал ничего выдумывать, у Горина в пьесе все есть. Да, синьор Капулетти — психопат! Да, он истеричен! Но это только маска! Человек прекрасно знает, что жена всю жизнь любила Монтекки, его врага и соперника! Он столько лет мучился ревностью, столько денег потратил на соглядатаев, у него тома написаны о том, как они где-то в толпе как бы невзначай взялись за руки. Но на людях всегда говорил одно: «А у нас ничего не происходит! У нас все замечательно!». Вообще, на сцене нельзя играть дурака, потому что у каждого персонажа в душе что-то есть.
Босоногое детство
— Детство мое прошло на самой окраине Пензы, в местности, что в народе зовется Маньчжурия. Небольшая деревенская улица, поросшая травкой-муравкой. Никакого асфальта. Если грязь, то по колено. Вышел картошку окучить, жука собрать. Двадцать метров пробежал — и купаешься в речке. Обратно идешь — трусы на голову натянул, и пока жука собирал — они сухие. Домой вернулся, никто ничего не заметил: будто и не купался вовсе. Вот такое хорошее, чудесное детство. Единственное, матери я почти не видел: ей приходилось работать на нескольких работах, и все детство я провел с бабушкой.С чего начинался театр?
— А поначалу не было никакого театра! Был цирк! Крестная работала на фабрике имени Клары Цеткин, им раздавали билеты, а в цирке каждые полтора-два месяца обновлялась программа, и я спешил на каждую премьеру.Но однажды наш класс поехал на кукольный спектакль в «Орленок». Педагог после спектакля отвела нас за кулисы, и я перезнакомился с художниками и бутафорами. А потом год сиживал на репетициях, смотрел, как делаются куклы, и как губка все в себя впитывал.
Затем занимался в кукольном театре клуба «Южный».
После восьмого класса отправился в Нижний Новгород поступать в театральное училище, но не прошел по конкурсу. Окончив школу, выучился на портного. Эта профессия до сих пор мне помощница: бывает, что надо отвлечься, тогда сажусь шить.
Извивы биографии
— Сергей, как получилось, что вы играли в нескольких любительских и четырех профессиональных пензенских театрах?— Я представляю себе жизнь как огромный коридор, по сторонам которого — двери, двери, двери. Я лечу по этому коридору, и мне надо заглянуть в каждую дверь и посмотреть, что за ней делается.
Однажды на фестивале в Тольятти я познакомился со студентами из Самары, которые меня просто очаровали, и я отправился в Самару учиться театральному мастерству. С первых дней оказался занят в дипломных спектаклях пятикурсников, они меня сразу оценили и потянули к себе. Но к концу учебного года обнаружилось, что у меня скопилось до фига «хвостов». Я забрал документы и вернулся домой в Пензу. Поплакал, потужил — и опять пошел в самодеятельность, в театр «Диалог» ДК имени 40-летия Октября. Мы сделали «Женщину в песках» по повести японского писателя Кобо Абэ. Шикарный был спектакль, мы с ним хорошо поездили по фестивалям.
Оттуда меня пригласили в «Дом Мейерхольда», где я проработал почти 10 лет.
В 1997 году познакомился с ребятами из «Кукольного дома», прослушался у главного режиссера театра Владимира Ивановича Бирюкова — и 15 лет проработал с ним.
Да, тогда было сложно. Иной раз я играл по пять спектаклей в день, три — на стационаре и два — на выезде, потом бежал к Наталье Аркадьевне Кугель в «Дом Мейерхольда», на вечерний спектакль, а еще в ночь оставался шить. А в девять утра — снова в «Кукольный». И этот бешеный ритм — не из-за денег, просто время уходит — надо себя израсходовать. Как сказал древнегреческий философ Гиппократ, «ars longa, vita brevis» («жизнь коротка — искусство вечно»).
Зато я побывал с кукольным театром на Сахалине, в Париже, в Стамбуле дважды. Во французском Руане на пару с коллегой едва не потерялся. Хотя город маленький, мы два часа блуждали в четырех кварталах.
Но когда я понял, что на сцене «Кукольного дома» уже полностью себя реализовал, то написал заявление и ушел. Просто в никуда.
А потом друзья подтолкнули: «Хватит сидеть на диване! Иди в Театр юного зрителя!» Именно там я сыграл Чичикова… В ТЮЗе тогда ставили бенефис Татьяны Коноваловой, для которого и понадобился гоголевский герой. А я уже учился на заочном в Екатеринбургском государственном театральном институте, на режиссерском. Нужно ехать на сессию, а тут репетиции. Что выбрать: сессию или спектакль? Конечно, спектакль! Ох и намучился я потом с пересдачей, но зато в моем театральном багаже появилась эта чудесная роль!
А потом Сергей Казаков позвал меня в Пензенский областной драмтеатр...
Еще раз про «…Чуму»
— Не было странно играть спектакль про эпидемию в разгар настоящей эпидемии, когда все в зале сидели в масках? Можно ли сказать, что она — главный герой спектакля?— Нет. В этой пьесе главный герой — любовь. Пусть Антонио — хромой пропойца, а Розалина – недалекая и неграмотная. Тем не менее они в большей степени люди, чем окружающие.
— Не кажется ли вам, что в этом спектакле как в зеркале отразилась наша сегодняшняя жизнь после самоизоляции, когда люди ходят злые, ссорятся на пустом месте, ругаются просто так, лишь бы избавиться от своей злости?
— Никогда и ничего в жизни не происходит просто так. Если мы засоряем атмосферу и уничижаем человеческие качества, тут чума и приходит. Не из-за пандемии люди сделались злыми, это сначала они стали злыми, а пандемия — следствие. Не уважаешь в себе лучшие человеческие качества — получи чуму! Все закономерно: коронавирус — это наказание.
— В таком случае куда нам нужно двигаться дальше?
— К человеку должно двигаться, а не от человека! Современную драматургию берешь — здесь изнасиловали, там убили. Горинская «Чума» – это пьеса-предупреждение. Нужно возвращаться к себе, к Богу, к доброте и чистоте. Если ты рожден человеком, так будь человеком!
Про мечту
— Сергей, у вас есть мечта? Кого бы вы хотели сыграть?— Нет, мечты нет, просто надо все делать профессионально. Приезжает режиссер, и ты просто обязан сделать то, что тебе дают, хотя бы на «пятерочку».
Автор: Владимир МАРОЧКИН
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
«Бандеровцы думали, что я мертв»: пензенский студент выжил во время страшного боя
24-летний мужчина награжден орденом Мужества за самопожертвованиеНеприятный запах чуть не стал причиной убийства в Бековском районе
Пострадавший – инвалид-колясочникДве большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Он художник с большой буквы и педагог с большой буквыСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В битве иностранных красавиц приняли участие семь девушекВ Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
Пензенцы делятся видео с концерта Ислама Итляшева
Три пензенских проекта победили в конкурсе инициатив родительских сообществ
Они получили по 500 тысяч рублейБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в России