Воспоминания о Припяти: Житель Вадинска 22 дня провел на Чернобыльской АЭС

Воспоминания о Припяти: Житель Вадинска 22 дня провел на Чернобыльской АЭС

Николай Ячменев — один из двоих оставшихся на вадинской земле ликвидаторов чернобыльской аварии. Всего 16 человек выезжали в Припять.

В 1987 году, спустя 9 месяцев после взрыва реактора на Чернобыльской АЭС, он, семейный человек, отец двоих детей, механик лесничества, был приглашен на собеседование в военкомат. Куда повезут, и какие задачи предстоит выполнять группе из четверых вадинцев, даже не сказали. Но они догадывались, конечно.  

Инструктаж получили в Куйбышеве. Там же ликвидаторов переодели в спецодежду и посадили на поезд, который довез их до украинского города Белая Церковь.

Вадинцев поселили в палаточном лагере в 40 км от разрушенной взрывом станции, в селе Оранное Ивановского района Тернопольской области. Оттуда возили работать на АЭС.

— Были там два месяца, из них 22 дня я провел непосредственно на станции, — рассказывает Ячменев. — После дня работы в близости от реактора давалось несколько выходных. 

Николай Ильич занимался дезактивацией помещений (обработка свинцовой краской). Химцех находился прямо напротив взорвавшегося блока. 

Его пребывание в Чернобыле выпало на зимнее снежное время. Это, говорит ликвидатор, наверное, несколько «сгладило» воздействие радиации.

До сих пор память вадинца хранит рыжие сосновые леса, пустой город Припять, одноименную реку, которая, охлаждая реактор, даже зимой никогда не замерзала. От нее шел пар.

— Мы удивлялись, что рыбаки стояли и удили рыбу. Попадались карпы. На вид вполне себе обыкновенные, — рассказывает Николай. — Ведь люди все равно там жили, не все уехали.

Вернувшись в Вадинск, Николай Ильич устроился на прежнее место работы — в лесничество. Там он трудился до пенсии. На заслуженный отдых ушел как льготник (по Чернобылю) в 50 лет.

Что касается воздействия радиации, то оно, бесспорно, сыграло свою роль.

— Раньше мы работали и устали не знали, — говорит Ячменев. — После Чернобыля подводить начали зрение, стали выпадать зубы… 

Сначала Николаю Ильичу дали III группу инвалидности, потом II, сейчас она бессрочная.

В первые годы после ликвидации аварии ему, как и другим, предоставлялись льготы — освобождение от налогов, выделение бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение, возможность ежегодного обследования (в Пензе в облбольнице было специальное отделение для чернобыльцев). Сейчас, увы, все стало гораздо сложнее. Многие льготы отменены. Положенного приходится добиваться, обращаясь в высокие инстанции, в том числе, в суд и прокуратуру.

Но жизнь продолжается, в том числе в детях, внуках, в радости за них, за их успехи. Сам Николай Ильич рачительный хозяин. Трудолюбия ему не занимать. На усадьбе Ячменевых идеальный порядок — что в саду, что в огороде, что на хозяйственном дворе.

Нередко он вспоминает и скорбит о своих товарищах, которых уже нет в живых...

Автор: Алла ЯКОВЛЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER