Виктор Малязёв: Сегодня трудно растить патриотов

Много лет он проводил в своей школе ежегодную научно-практическую конференцию «Моя малая родина». Она имела статус сначала межрегиональной, а потом всероссийской и даже международной. 

Почему именитые люди, ученые ехали в пензенскую деревню? Уровень — и научный, и человеческий — был высоким. На конференции всегда царила атмосфера дружбы и взаимопонимания. Здесь одинаково комфортно себя чувствовали как доктора наук и академики, так и скромные сельские краеведы, они легко находили общий язык друг с другом. У них была мощная объединяющая любовь — к России. 

Виктор Малязёв — патриот, каких мало. С его умом и амбициями он давно мог бы сделать блестящую карьеру. А он учительскому ремеслу и Степановке не изменяет. Кстати, кандидатскую диссертацию первым в России защитил по истории села, хотя сам родом из Щепотьева Белинского района. 

Пишет научные монографии и художественные произведения, главные герои которых — сельчане и горожане, с их радостями, печалями и чаяниями. Перу Малязёва принадлежат простые и вместе с тем пронзительные строки о малой родине:

Еще живешь, усталая, 
В своих заботах тая… 
Не знаю, в чем ты малая, 
Я знаю: ты большая!
Того, что было, не перечеркнуть

Рабочий кабинет Виктора Евгеньевича одновременно и музей советской истории. На столиках, полках, стенах и шкафах каких только экспонатов не увидишь! От пионерских галстуков и значков до уникальных, например рыбацкой удочки и форменной фуражки дважды Героя Советского Союза маршала Михаила Катукова, чья танковая армия освобождала от фашистов Украину, Польшу и Германию. 

— В свое время меня познакомили с его свояченицей, живущей в Москве (самого маршала и его жены уже не было в живых). Я приехал в гости к пожилой женщине, по деревенской привычке привез гостинцы: картошечку со своего огорода, свеколку, соленья-варенья. Она и растаяла. И маршальские удочку с фуражкой для музея мне подарила. 

Но тут, в кабинете, у меня только третья часть экспонатов, остальное дома, по гаражам и сараям рассовано. Собираюсь строить музей. 

— А почему такой акцент на советском периоде?
— Да потому что я родился и вырос в Советском Союзе. Потому что это юность моя; история, которую во многом оболгали; величайшие заслуги и достижения, которые перечеркиваются, переписываются... Получается, и я должен забыть этот значительный период своей жизни?
Стереть память о моих дедах и прадедах, их воинских подвигах, об отце с матерью и их трудах? 

Не позорь фамилию!

— Чувство родины не в каждом человеке заложено — его надо пробудить, — рассуждает Виктор Евгеньевич. — Я свои первые уроки получил в семье. 

И рассказал несколько историй из своего детства. 

Он был шебутным мальчишкой, в школе с двойки на тройку перебивался. После очередного родительского собрания, где фамилию Малязёвых склоняли из-за неважной успеваемости младшего сына, отец Вити, Евгений Семенович, управляющий Щепотьевским отделением совхоза «Лермонтовский», вернулся домой мрачнее тучи. 

— Я думал, прибьет меня. А он моему старшему брату Сергею, отличнику и умнице, говорит: «Вот он, твой брат, ты с ним и мучайся». 
Сергей меня в закуток за печкой, где мы зимой новорожденных телят привязывали, завел и сказал: «Что ж ты нашу фамилию позоришь?!». И что-то в моей душе эти слова перевернули. Неделю ходил сам не свой...

А однажды отец расчихвостил Витю, когда тот, здороваясь с односельчанином, не назвал его по имени-отчеству: «У тебя что, язык отсох бы? Ты ведь не сам с собой, а с конкретным человеком здороваешься!»

Малязёв говорит, что с тех пор, прежде чем составить какое-то мнение о человеке или осудить его за серьезный проступок, он сначала учится его уважать. И ко всему так старается относиться, никогда сплеча не рубит. 

Как пушке честь отдали

Он старается разбудить чувство родины в своих учениках. Все дети и подростки знают историю своего села, именитых земляков, все с малолетства болеют краеведением и археологией. Школа набита экспонатами, которые они ищут и находят в старых сундуках, на чердаках, в окрестностях села. Кто ищет, тот всегда найдет! Последний на сегодняшний день экспонат музея принесли перед Днем Победы — номер газеты «Правда» от 9 мая 1945 года.

А самый внушительный по размерам экспонат появился два года назад и расположился у здания школы. Это 76-миллиметровая противотанковая пушка образца 1942 года, прошедшая боевой путь от Курской дуги до Праги. Малязёв привез ее из войсковой части, дислоцирующейся в Кургане. 

— Экспедицию всем миром собирали. Районная администрация выделила деньги на перевозку, мой приятель — грузовик и водителя. Пока мы эту пушку везли, нас ГИБДД два раза останавливала — не столько документы проверить, сколько сфотографироваться рядом с ней. А потом передали по рации на другие посты, чтобы не тормозили нас почем зря. Около Тольятти видим, стоят двое и пристально на наш КамАЗ смотрят. Ну вот, думаю, сейчас остановят. А полицейские вдруг как по команде подняли руки вверх и отдали честь нашей пушке. 
Лет 17 в школе издается художественно-публицистический журнал «Малая родина». На его страницах каждый житель Степановки, от мала до велика, может... признаться в любви к родному краю в прозаической и поэтической форме. Авторы пишут обо всем, что им дорого: о семейных традициях, о бабушках-дедушках, об интересных людях, о любимых учителях, о природе и даже о своих домашних животных. 

Трудно растить патриотов

Малязёв вспоминает:

— Учась на третьем курсе истфака, я как-то зашел в букинистический магазин и увидел 15-томник «Истории России с древнейших времен» Соловьева. Стоил сборник 173 рубля — неподъемные деньги для студента с 40 рублями стипендии. Впору идти вагоны разгружать по ночам. Так мой сосед по комнате Володя Горбушин за день обежал все общежитие и собрал нужную сумму. Узнав, что это «Малязёву на книжки», все с пониманием одалживали кто рубль, кто 50 копеек… Где, в какой стране мира встретишь таких людей?

Хотя сегодня вряд ли кто-то будет выкидывать такие деньги на букинистические издания. Да и читают люди все реже. Я всегда говорил, ЕГЭ нас погубит. 

К сожалению, сегодня трудно растить патриотов. Подарил мне друг морскую тельняшку — фактически символ нашей державности, а на ней написано: «Сделано в Пакистане». Приобрел настольные флаг и герб России, а их в Китае произвели. Как я этот парадокс детям объясню? 

— Мрачноватая картина... 
— Я же не сказал, что у нас патриотов совсем нет, просто их не так много. Но благодаря им, кто бы они ни были — военные ли, врачи, ученые, рабочие, крестьяне, — Россия стояла и стоять будет. 

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное