Вернут ли Пензе проездные?
Перемены назрели
– Сергей Львович, все познается в сравнении. В чем отличие ситуации в Пензе и в Саратове? Поделитесь впечатлениями.– Проблемы в обоих регионах схожие: особенности работы в формате нерегулируемых тарифов, ветхий подвижной состав, нехватка средств, качество дорожного покрытия (или, скорее, его отсутствие) в ряде населенных пунктов. Да и по всем провинциям ситуация примерно такая же. Поэтому в 2019 году в стране была запущена транспортная реформа, которая продлится до 2030 года. Первопроходцами в плане нововведений являются Тверь, Пермь, Белгород.
В Пензенской области чувствуется несомненный интерес руководства региона к данному вопросу, а значит, грядут перемены. В этом году врио губернатора Олег Мельниченко поставил задачу наладить работу пассажирского транспорта, уделив особое внимание соблюдению расписания движения. Взят курс на обновление автопарка.
Трудный путь до села
– Как строится работа с перевозчиками в настоящее время?– Наша задача – обеспечить межмуниципальные перевозки, чтобы человек из Пензы мог добраться до любого райцентра. Мы разрабатываем маршруты движения, определяем предпочтительную вместимость транспорта и объявляем конкурсы, на которые заявляются перевозчики. Сейчас на межмуниципальных маршрутах их более 60.
– А как обстоят дела с поездками внутри районов? Именно оттуда постоянно приходят жалобы, что автобусы в села заходят крайне редко или вообще не доезжают до них.
– Внутрирайонными перевозками занимаются районные администрации. Им тоже приходится работать в существующих условиях. Если местным перевозчикам выгоден тот или иной маршрут, они его берут, если нет – увы. К сожалению, сейчас нет возможности в каждое село, тем более отдаленное и малочисленное, отправить автобус: он не поедет в рейс ради одного-двух человек.
Дороговато будет!
– Люди жалуются на дороговизну автобусных билетов на меж- и внутримуниципальных маршрутах. Из чего складывается цена за проезд?– Как большинство субъектов РФ, Пензенская область сейчас работает по системе нерегулируемых тарифов в сфере пассажирских перевозок. Поэтому контролировать ценообразование в этой сфере регион не имеет возможности. Перевозчик самостоятельно считает, сколько будет стоить проезд на его маршрутах. В области средний тариф сейчас держится в пределах 4 рублей за 1 км (где-то – 2,7 рубля, где-то – 3,6).
Во многих регионах власти задумываются о возвращении к регулируемым тарифам – когда из областной или муниципальной казны субсидируется часть затрат перевозчика. Это дополнительная нагрузка на бюджет, но зато появляются рычаги воздействия, становится прозрачным ценообразование.
Мы тоже нацелены на постепенный переход к регулируемому тарифу. На такую систему работы уже перешли 13 районов и 2 городских округа. На субсидирование затрат перевозчиков выделено около 27 млн рублей.
– В какие районы перевозчики заходят охотнее?
– Самыми популярными являются маршруты в Заречный, Кузнецк, Бессоновский, Лунинский, Каменский районы. Сложнее всего найти перевозчиков в направлении Камешкирского, Неверкинского, Малосердобинского районов.
Ряд населенных пунктов из-за отсутствия дорожных условий обслуживаются пригородным железнодорожным транспортом, субсидируемым также за счет средств регионального бюджета.
Кстати, недавно Башкортостанская пригородная железнодорожная компания хотела убрать один из маршрутов в Пачелмском районе и предлагала пустить там автотранспорт. Но этого делать нельзя! Надо оставлять электрички. В этом направлении дорог, пригодных для движения автобусов, нет.
Агломерация все изменит
– Расскажите, что в сфере организации транспортных перевозок изменится в следующем году?– В конце 2020 года было принято решение о создании Пензенской агломерации. В ее состав вошли Пенза, Заречный, Пензенский и Бессоновский районы.
С 2022 года полномочия по организации пассажирских перевозок в этой зоне перейдут к областному Управлению транспорта. Создан новый оператор (наше подведомственное учреждение) – ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области».
Скоро будет объявлен конкурс на разработку документов транспортного планирования. По сути, это будет научно-исследовательская работа, куда войдет разработка схемы организации дорожного движения в агломерации, план развития транспортной инфраструктуры и другие важные моменты.
Опираясь на полученные данные, с 2022 года приступим к реформе.
– Изменятся ли маршруты движения общественного транспорта в Пензе?
– Безусловно. В Пензе, как и в большинстве регионов страны, сейчас действуют маршруты, которые стихийно сложились в 90-е годы: тогда от муниципальных компаний эту работу подхватили частники, которые ехали, куда их просили. В итоге люди привыкли, что общественный транспорт работает как такси – от дома до дома.
Новые маршруты в агломерации будут зависеть от итогов исследования. Мы хотим убрать дублирование (сейчас в Пензе порядка 70 процентов машин идут по одному маршруту). Запустим по основным магистралям автобусы большой вместимости, а подвозить к ним пассажиров будут микроавтобусы.
– То есть придется ездить с пересадкой? Это же ударит по карману людей!
– Мы планируем сделать так, чтобы человек на пути к месту назначения платил только один раз. Для этого в транспорте надо установить считывающие устройства.
Плюс мне очень хотелось бы вернуться к системе проездных: не только для пенсионеров, но и для школьников, студентов. Это хорошая практика, которая удобна и людям, и бюджету. Надо ее возвращать.
Еще одним итогом реформы будет то, что деньги, которые пассажир платит за проезд, начнут поступать в бюджет, а не перевозчику, как это происходит сейчас.
– В Пензе много лет идет борьба за сохранение троллейбусов. Останутся ли они после реформы?
– Экологичные виды транспорта сейчас в тренде. Существует множество госпрограмм по их поддержке. Постараемся в какую-нибудь из них попасть.
Автор: Елена СВЕРДЛОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

От Пензы до Золотого кольца: история велопутешественника с большим сердцем
Пензенец Артем Перепелкин проехал на велосипеде 1,5 тысячи километров
«Театральные вечера» и «Творческие встречи» открывают пензенцам окно в мир искусства
Жители небольших населенных пунктов приобщаются к культурному наследию, знакомятся с творчеством талантливых и самобытных коллективов нашего региона«Наша Юля» — так говорят жители села Старый Карлыган о своем молодом фельдшере
Благоустройство с разбитым сердцем: в Пензе во время ремонта уничтожили клумбы
Министр Кудинов рассказал, за что могут оштрафовать пензенских дачников
Камеди-экскурсия «ПИТьСЯТ оттенков города» в Пензе (2025): испытано на себе

40 пензенских новобранцев отправились служить в войска ПВО
Срок службы остается неизменным — 12 месяцев
В Пензе начал работать новый врач по спортивной медицине
Он необходим при всесторонней подготовке спортсменов к соревнованиям
Пензенских школьников приглашают принять участие в проекте «Россия – энергетическая держава»
В рамках проекта школьники получат представление о достижениях отечественного топливно-энергетического комплекса
Сбер в компании мировых технологических лидеров принял участие в GITEXGLOBAL 2025
GITEX – это знаковое событие, собирающее лидеров AI-индустрии со всего мира
Самокат: ваш надежный помощник в повседневных покупках
Компания активно развивает программу лояльности, предлагая скидки, акции и специальные предложенияСбербанк вернул россиянам более 2,4 млрд рублей после бесед с дропперами
Олег Мельниченко поздравил победителей и призеров конкурса «Лучший по профессии»
Сбер: число регулярно сберегающих россиян выросло на 57%
Александр Ведяхин: Начать регулирование криптовалют в России можно с введения экспериментального правового режима

В Пензе прошел финал чемпионата России по трофи-рейдам на квадроциклах
Он собрал более 160 спортсменов со всей страны