Вернут ли Пензе проездные?

С 2022 года в регионе должна измениться система работы общественного транспорта

Вернут ли Пензе проездные?

Новшества в первую очередь ожидают Пензу, Заречный, а также Бессоновский и Пензенский районы. Подробности мы узнали у врио начальника Управления транспорта Пензенской области Сергея Балакина. Он на этом посту три месяца. В Пензу переехал из Саратовской области, где занимал должность замминистра транспорта. 

Перемены назрели

– Сергей Львович, все познается в сравнении. В чем отличие ситуации в Пензе и в Саратове? Поделитесь впечатлениями. 

– Проблемы в обоих регионах схожие: особенности работы в формате нерегулируемых тарифов, ветхий подвижной состав, нехватка средств, качество дорожного покрытия (или, скорее, его отсутствие) в ряде населенных пунктов. Да и по всем провинциям ситуация примерно такая же. Поэтому в 2019 году в стране была запущена транспортная реформа, которая продлится до 2030 года. Первопроходцами в плане нововведений являются Тверь, Пермь, Белгород. 
В Пензенской области чувствуется несомненный интерес руководства региона к данному вопросу, а значит, грядут перемены. В этом году врио губернатора Олег Мельниченко поставил задачу наладить работу пассажирского транспорта, уделив особое внимание соблюдению расписания движения. Взят курс на обновление автопарка. 

Трудный путь до села

– Как строится работа с перевозчиками в настоящее время?

– Наша задача – обеспечить межмуниципальные перевозки, чтобы человек из Пензы мог добраться до любого райцентра. Мы разрабатываем маршруты движения, определяем предпочтительную вместимость транспорта и объявляем конкурсы, на которые заявляются перевозчики. Сейчас на межмуниципальных маршрутах их более 60.

– А как обстоят дела с поездками внутри районов? Именно оттуда постоянно приходят жалобы, что автобусы в села заходят крайне редко или вообще не доезжают до них. 

– Внутрирайонными перевозками занимаются районные администрации. Им тоже приходится работать в существующих условиях. Если местным перевозчикам выгоден тот или иной маршрут, они его берут, если нет – увы. К сожалению, сейчас нет возможности в каждое село, тем более отдаленное и малочисленное, отправить автобус: он не поедет в рейс ради одного-двух человек. 

Дороговато будет! 

– Люди жалуются на дороговизну автобусных билетов на меж- и внутримуниципальных маршрутах. Из чего складывается цена за проезд? 

– Как большинство субъектов РФ, Пензенская область сейчас работает по системе нерегулируемых тарифов в сфере пассажирских перевозок. Поэтому контролировать ценообразование в этой сфере регион не имеет возможности. Перевозчик самостоятельно считает, сколько будет стоить проезд на его маршрутах. В области средний тариф сейчас держится в пределах 4 рублей за 1 км (где-то – 2,7 рубля, где-то – 3,6). 
Во многих регионах власти задумываются о возвращении к регулируемым тарифам – когда из областной или муниципальной казны субсидируется часть затрат перевозчика. Это дополнительная нагрузка на бюджет, но зато появляются рычаги воздействия, становится прозрачным ценообразование. 
Мы тоже нацелены на постепенный переход к регулируемому тарифу. На такую систему работы уже перешли 13 районов и 2 городских округа. На субсидирование затрат перевозчиков выделено около 27 млн рублей. 

– В какие районы перевозчики заходят охотнее?

– Самыми популярными являются маршруты в Заречный, Кузнецк, Бессоновский, Лунинский, Каменский районы. Сложнее всего найти перевозчиков в направлении Камешкирского, Неверкинского, Малосердобинского районов. 
Ряд населенных пунктов из-за отсутствия дорожных условий обслуживаются пригородным железнодорожным транспортом, субсидируемым также за счет средств регионального бюджета. 
Кстати, недавно Башкортостанская пригородная железнодорожная компания хотела убрать один из маршрутов в Пачелмском районе и предлагала пустить там автотранспорт. Но этого делать нельзя! Надо оставлять электрички. В этом направлении дорог, пригодных для движения автобусов, нет. 


Агломерация все изменит

– Расскажите, что в сфере организации транспортных перевозок изменится в следующем году?

– В конце 2020 года было принято решение о создании Пензенской агломерации. В ее состав вошли Пенза, Заречный, Пензенский и Бессоновский районы.
С 2022 года полномочия по организации пассажирских перевозок в этой зоне перейдут к областному Управлению транспорта. Создан новый оператор (наше подведомственное учреждение) – ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области».
Скоро будет объявлен конкурс на разработку документов транспортного планирования. По сути, это будет научно-исследовательская работа, куда войдет разработка схемы организации дорожного движения в агломерации, план развития транспортной инфраструктуры и другие важные моменты. 
Опираясь на полученные данные, с 2022 года приступим к реформе.

– Изменятся ли маршруты движения общественного транспорта в Пензе? 

– Безусловно. В Пензе, как и в большинстве регионов страны, сейчас действуют маршруты, которые стихийно сложились в 90-е годы: тогда от муниципальных компаний эту работу подхватили частники, которые ехали, куда их просили. В итоге люди привыкли, что общественный транспорт работает как такси – от дома до дома.
Новые маршруты в агломерации будут зависеть от итогов исследования. Мы хотим убрать дублирование (сейчас в Пензе порядка 70 процентов машин идут по одному маршруту). Запустим по основным магистралям автобусы большой вместимости, а подвозить к ним пассажиров будут микроавтобусы. 

– То есть придется ездить с пересадкой? Это же ударит по карману людей! 

– Мы планируем сделать так, чтобы человек на пути к месту назначения платил только один раз. Для этого в транспорте надо установить считывающие устройства. 
Плюс мне очень хотелось бы вернуться к системе проездных: не только для пенсионеров, но и для школьников, студентов. Это хорошая практика, которая удобна и людям, и бюджету. Надо ее возвращать. 
Еще одним итогом реформы будет то, что деньги, которые пассажир платит за проезд, начнут поступать в бюджет, а не перевозчику, как это происходит сейчас. 

– В Пензе много лет идет борьба за сохранение троллейбусов. Останутся ли они после реформы? 

– Экологичные виды транспорта сейчас в тренде. Существует множество госпрограмм по их поддержке. Постараемся в какую-нибудь из них попасть.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER