Вернут ли Пензе проездные?
Перемены назрели
– Сергей Львович, все познается в сравнении. В чем отличие ситуации в Пензе и в Саратове? Поделитесь впечатлениями.– Проблемы в обоих регионах схожие: особенности работы в формате нерегулируемых тарифов, ветхий подвижной состав, нехватка средств, качество дорожного покрытия (или, скорее, его отсутствие) в ряде населенных пунктов. Да и по всем провинциям ситуация примерно такая же. Поэтому в 2019 году в стране была запущена транспортная реформа, которая продлится до 2030 года. Первопроходцами в плане нововведений являются Тверь, Пермь, Белгород.
В Пензенской области чувствуется несомненный интерес руководства региона к данному вопросу, а значит, грядут перемены. В этом году врио губернатора Олег Мельниченко поставил задачу наладить работу пассажирского транспорта, уделив особое внимание соблюдению расписания движения. Взят курс на обновление автопарка.
Трудный путь до села
– Как строится работа с перевозчиками в настоящее время?– Наша задача – обеспечить межмуниципальные перевозки, чтобы человек из Пензы мог добраться до любого райцентра. Мы разрабатываем маршруты движения, определяем предпочтительную вместимость транспорта и объявляем конкурсы, на которые заявляются перевозчики. Сейчас на межмуниципальных маршрутах их более 60.
– А как обстоят дела с поездками внутри районов? Именно оттуда постоянно приходят жалобы, что автобусы в села заходят крайне редко или вообще не доезжают до них.
– Внутрирайонными перевозками занимаются районные администрации. Им тоже приходится работать в существующих условиях. Если местным перевозчикам выгоден тот или иной маршрут, они его берут, если нет – увы. К сожалению, сейчас нет возможности в каждое село, тем более отдаленное и малочисленное, отправить автобус: он не поедет в рейс ради одного-двух человек.
Дороговато будет!
– Люди жалуются на дороговизну автобусных билетов на меж- и внутримуниципальных маршрутах. Из чего складывается цена за проезд?– Как большинство субъектов РФ, Пензенская область сейчас работает по системе нерегулируемых тарифов в сфере пассажирских перевозок. Поэтому контролировать ценообразование в этой сфере регион не имеет возможности. Перевозчик самостоятельно считает, сколько будет стоить проезд на его маршрутах. В области средний тариф сейчас держится в пределах 4 рублей за 1 км (где-то – 2,7 рубля, где-то – 3,6).
Во многих регионах власти задумываются о возвращении к регулируемым тарифам – когда из областной или муниципальной казны субсидируется часть затрат перевозчика. Это дополнительная нагрузка на бюджет, но зато появляются рычаги воздействия, становится прозрачным ценообразование.
Мы тоже нацелены на постепенный переход к регулируемому тарифу. На такую систему работы уже перешли 13 районов и 2 городских округа. На субсидирование затрат перевозчиков выделено около 27 млн рублей.
– В какие районы перевозчики заходят охотнее?
– Самыми популярными являются маршруты в Заречный, Кузнецк, Бессоновский, Лунинский, Каменский районы. Сложнее всего найти перевозчиков в направлении Камешкирского, Неверкинского, Малосердобинского районов.
Ряд населенных пунктов из-за отсутствия дорожных условий обслуживаются пригородным железнодорожным транспортом, субсидируемым также за счет средств регионального бюджета.
Кстати, недавно Башкортостанская пригородная железнодорожная компания хотела убрать один из маршрутов в Пачелмском районе и предлагала пустить там автотранспорт. Но этого делать нельзя! Надо оставлять электрички. В этом направлении дорог, пригодных для движения автобусов, нет.
Агломерация все изменит
– Расскажите, что в сфере организации транспортных перевозок изменится в следующем году?– В конце 2020 года было принято решение о создании Пензенской агломерации. В ее состав вошли Пенза, Заречный, Пензенский и Бессоновский районы.
С 2022 года полномочия по организации пассажирских перевозок в этой зоне перейдут к областному Управлению транспорта. Создан новый оператор (наше подведомственное учреждение) – ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области».
Скоро будет объявлен конкурс на разработку документов транспортного планирования. По сути, это будет научно-исследовательская работа, куда войдет разработка схемы организации дорожного движения в агломерации, план развития транспортной инфраструктуры и другие важные моменты.
Опираясь на полученные данные, с 2022 года приступим к реформе.
– Изменятся ли маршруты движения общественного транспорта в Пензе?
– Безусловно. В Пензе, как и в большинстве регионов страны, сейчас действуют маршруты, которые стихийно сложились в 90-е годы: тогда от муниципальных компаний эту работу подхватили частники, которые ехали, куда их просили. В итоге люди привыкли, что общественный транспорт работает как такси – от дома до дома.
Новые маршруты в агломерации будут зависеть от итогов исследования. Мы хотим убрать дублирование (сейчас в Пензе порядка 70 процентов машин идут по одному маршруту). Запустим по основным магистралям автобусы большой вместимости, а подвозить к ним пассажиров будут микроавтобусы.
– То есть придется ездить с пересадкой? Это же ударит по карману людей!
– Мы планируем сделать так, чтобы человек на пути к месту назначения платил только один раз. Для этого в транспорте надо установить считывающие устройства.
Плюс мне очень хотелось бы вернуться к системе проездных: не только для пенсионеров, но и для школьников, студентов. Это хорошая практика, которая удобна и людям, и бюджету. Надо ее возвращать.
Еще одним итогом реформы будет то, что деньги, которые пассажир платит за проезд, начнут поступать в бюджет, а не перевозчику, как это происходит сейчас.
– В Пензе много лет идет борьба за сохранение троллейбусов. Останутся ли они после реформы?
– Экологичные виды транспорта сейчас в тренде. Существует множество госпрограмм по их поддержке. Постараемся в какую-нибудь из них попасть.
Автор: Елена СВЕРДЛОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

Вне зоны доступа: как справляются пензенцы с перебоями мобильного интернета
В Пензенской области появились очереди к банкоматам. Люди снимают наличные, потому что не всегда могут расплатиться картой
В Пензе бывший кукольник разрабатывает ловушки для дронов
Было время, когда Алексей Большаков увлекался кукольным театром и сочинял сказки. Сегодня он активно помогает фронту«Щукари» не сдаются: как кузнецкий рыбак занялся спасением прудов
Зависимость – не приговор материнству: в Пензе помогают женщинам избавиться от тяги к спиртному
«Нас все бросили»: родители-воспитатели 5 детей выживают в развалюхе под Пензой
Один против расстояния: парень из Колышлея отправился в Таиланд на велосипеде

Куда сходить на День знаний в Пензе 1 сентября 2025: праздничная программа
Публикуем афишу самых ярких событий
В Пензе победителем «Битвы стилистов» стала Алина Сарабьева
Она сумела поразить жюри преображением своей героиниВ Пензенском драмтеатре впервые ставят спектакль по Куприну
В Сочи пройдет выставка памяти фотокора «Пензенской правды» Владимира Гришина
7 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 30 и 31 августа 2025: спектакль «Человеческий ресурс» и фестиваль «КлассикУм»
Звезда «Молодежки» Канопка ответил на вопросы пензенцев

В отделение реабилитации Сердобской больницы закупили новое оборудование
Оборудование приобретено по федеральной программе
Более 120 тысяч юных пензенцев активно занимаются в различных кружках и секциях
Дополнительное образование дает дополнительные преимущества
Направление корпоративно-инвестиционного бизнеса в Поволжском банке Сбербанка возглавила Наталья Михайлова
Общий стаж в банке нового топ-менеджера – 20 лет
Продолжается регистрация на конкурс по искусственному интеллекту AI Challenge для школьников и студентов
Регистрация продлится до 22 сентября 2025 года
Учёные Сбера предложили новый способ борьбы с галлюцинациями моделей искусственного интеллекта
Стейк хаус в Москве: гастрономия, стиль и современный ритм
Сбер: самые востребованные специальности Поволжья для образовательного кредита — юриспруденция, журналистика и IT
Каждый десятый житель Пензы формирует сбережения на оплату образования

В финале PARI Кубка России по регби сыграют «Локомотив» и «Стрела-Ак Барс»
Это первый финал Кубка России по регби без красноярских команд за 21 год