Валерий Кузнецов: Скульптура — это всегда история

Валерий Кузнецов: Скульптура — это всегда история

Было время, когда наши люди, возвращаясь из-за границы, с восторгом рассказывали, что там прямо на улицах стоят забавные бронзовые фигуры людей и животных и к каждой можно подойти и сфотографироваться. 

В 1990-х годах такая скульптура появилась и в российских городах. Многие люди, приезжая в Москву, стремятся сфотографироваться с Юрием Никулиным, выходящим из авто перед цирком на Цветном бульваре, а те, кто бывает в Питере, спешат к Фонарщику на Одесскую или к Дворнику на площадь Островского. 

В Пензе авторство, пожалуй, самых популярных скульптур принадлежит Валерию Кузнецову. Талантливый, тонкий и мудрый, а потому часто ироничный, художник создал и скульптурную композицию «Шкатулка «Русские народные пословицы», и Пензяка толстопятого (совместно с Германом Феоктистовым), и памятник ювелиру. 

Ваяем историю 

Но самая известная скульптура Валерия Кузнецова — «Дама с собачкой», установленная на улице Володарского. Молодая, красивая, жизнерадостная женщина в развевающемся платье вышла на прогулку в солнечный день, у ее ног вертится маленькая собачка. 

Эта скульптура посвящена женщинам, владевшим домом, возле которого «прогуливается» дама с собачкой. С 1884 по 1899 год здание принадлежало Марии-Елизавете Гофмейстер, жене местного коллежского регистратора. Следующей владелицей стала жена знаменитого пензенского лекаря Ольга Копылова. 

К сожалению, ни одной фотографии этих женщин не сохранилось, поэтому скульптор ваял, как говорится, собирательный образ. Многие люди воспринимают эту скульптуру как символ вечной женственности. 

— Я создаю истории, — говорит Валерий Кузнецов. — Скульптура мне тогда интересна, когда есть сюжет. В творчестве это немаловажный принцип. Конечно, бывает, что иной художник пишет, допустим, пейзаж. Пришел, поставил мольберт — и готово. А сюжет? О чем он думал, что хотел сказать? Отвечает: красоту природы хотел показать! Другой живописец написал натюрморт: цветочки, вазочка… Красиво получилось. Но для чего все это делается? Чтобы продать! Искусство стало коммерцией. И лишний раз заморачиваться о сюжетике, который может кому-то не понравиться, не нужно. Почему уходит жанр портрета? Потому что работают на заказ. Как можно сегодня продать портрет, допустим, своей мамы? Кому он нужен-то? Никому, кроме того человека, который сделал эту работу. А скульптура, она сюжетная. Поэтому для меня это гораздо интереснее. 


Пензенская Ассоль

— Про любую скульптуру можно рассказать историю, — развивает свою мысль Валерий. — Это вполне могут быть и какие-то услышанные истории, и увиденные, и придуманные. Вот, например, моя недавняя работа «Ассоль»...

Скульптор показывает фигурку сидящей на берегу моря толстенькой обнаженной женщины с красивой полной грудью. Она совсем не похожа на ту тоненькую девчушку, что мы помним по произведению Александра Грина. Кузнецов придумал свою историю.

— Что мы знаем про Ассоль? Сидела на берегу моря девушка и ждала принца. Тот приплыл, и они полюбили друг друга. Но разве будет он с ней все время сидеть? Нет, он опять уплыл. А она ждала его и ела плюшки. И до сих пор ждет. Как все женщины. Они всегда ждут. Он опять уплыл по своим делам, и она опять ждет. Но кто сказал, что она не изменилась? 

Сейчас в Пензе полным ходом идет реконструкция набережной, но пока она выглядит довольно уныло. А если там установить эту скульптуру, то, возможно, набережная оживет и заиграет, а пензенская Ассоль станет такой же известной, как копенгагенская Русалочка. 

Когда главный архитектор Пензенской области Леонид Иоффе вел у нас в редакции общественную приемную, он сказал, что на градостроительном совете было решено каждый год устанавливать в городе новую скульптуру. Мы надеемся, что выбор падет именно на Ассоль.


«Шепот» во Вьетнаме

С помощью городской скульптуры можно транслировать русские традиции и за рубеж. 
— У меня была небольшая скульптура «Шепот», которую я решил сделать, когда прибыл во Вьетнам на симпозиум, — рассказывает Кузнецов. — Мне дали помощника-вьетнамца, такого маленького, что было его жалко, ведь высота моей статуи составляла более двух метров. Теперь она стоит на набережной реки Меконг...

— ...Во Вьетнаме было очень интересно, — делится впечатлениями Валерий. — Трогало отношение к нам, к русским. Приятно было идти по деревне, в которой мы работали, и слышать, как поют «Выходила на берег Катюша». А однажды местное руководство пригласило нас на праздник, там тоже пели русские песни и был накрыт стол. Гостями были только мы, трое скульпторов из России. Ни американцев, ни французов они не позвали.  

Памятник Толстому 

Валерий рассказал и о том, над чем работает сегодня:

— В Никольске реконструируют Дом культуры и прилегающую к нему территорию. В сквере, который находится рядом, администрация города решила поставить памятник писателю Льву Толстому и его родственнице Бахметевой, которая жила в Никольске. 

150 лет назад, в сентябре 1869 года, Толстой приезжал в Пензенскую губернию с целью приобретения имения в селе Ильмино. Оттуда писатель направился в село Никольское (ныне г. Никольск), где остановился у Анны Петровны Бахметевой, урожденной Толстой, на несколько дней. Как раз эта история и запечатлена в памятнике. 

Тогда Льву Толстому было 40 лет, и пришлось поискать его изображения в том возрасте. Я нашел старую фотографию, но он там такой хмурый. Но писатель же! И я решил изобразить его более одухотворенным. 



Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER