В Пензенской области не хватает инженеров и рабочих

На крупных, стабильно работающих заводах области довольно много вакансий

В Пензенской области не хватает инженеров и рабочих

Казалось бы, парадокс, но на крупных, стабильно работающих заводах области довольно много вакансий. Белые зарплаты, преференции, социальные гарантии, а промышленность испытывает дефицит кадров. Почему так происходит? Мы попытались разобраться, побывав на ярмарке вакансий оборонно-промышленных предприятий. 

Требуются, требуются...

Персонал искали семь «китов» — АО «ПО «Электроприбор», АО «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт», АО «Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов», АО «Радиозавод», АО «НИИФИ», АО «ППО ЭВТ им. В.А. Ревунова», АО «Пензтяжпромарматура». 

Познакомиться с потенциальными работодателями пришли выпускники вузов и колледжей, студенты последних курсов. 

Министр труда, соцзащиты и демографии региона Алексей Качан обратился к соискателям: 

— Сейчас Россия переживает тяжелые испытания. Продукция оборонно-промышленного комплекса очень востребована, увеличивается госзаказ. Многое из того, в чем нуждается страна, производится на пензенских предприятиях. К тому же работа на оборонку — это хороший опыт, стабильность. 

В основном требуются специалисты инженерно-технической сферы. По словам министра, центры занятости могут предложить в этой сфере вакансии по более чем 200 специальностям. 

Чаще всего требуются токари, операторы станков с ЧПУ, инженеры-технологи, инженеры-монтажники, слесари, сборщики микросхем и т. д. 
А какие зарплаты? Многое зависит от квалификации. К примеру, АО «ПНИЭИ» нужны были инженер-регулировщик (от 40 тысяч рублей) и инженер-разработчик (от 50 тысяч), электромонтер (25–36 тысяч), ведущий инженер (до 35 тысяч)… 

На АО «Радиозавод» требовались наладчик фрезерных станков с ЧПУ (40–50 тысяч), слесарь механосборочных работ (от 30 тысяч), маляр по металлу (от 25 тысяч), монтажник радиоэлектронной аппаратуры (от 25 тысяч). 

АО «НИИФИ» искало слесаря механосборочных работ пятого разряда (от 21,5 тысячи рублей), главного специалиста по испытаниям (около 25 тысяч), оператора станков с программным управлением (21,5–30 тысяч) и ряд других специалистов. 

Что студенту хорошо, специалисту — мало

Преподаватель Пензенского IT-колледжа Алексей Силкин привел на ярмарку своих подопечных. Он убежден в том, что теория — хорошо, а практика — еще лучше. 

— Тем, кто трудоустроится, идем навстречу. Они занимаются по индивидуальному плану, — сказал он. — Мы понимаем, что ребятам нужно нарабатывать практический опыт, чтобы они могли состояться в профессии. Мы учитываем запросы времени. Например, в нашем колледже учат на операторов беспилотных авиационных систем. По этой специальности в Пензе можно заработать около 30 тысяч в месяц, а в столице – в два раза больше. Но нужна практика! 

Готовит колледж и электромонтеров, которые по-прежнему нужны на любом предприятии. Так, старшекурсник Андрей Савельев на ярмарке уже присмотрел себе вакансию. 

— Хочу начать работать и научиться всему, — сказал он.

Его товарищи по колледжу добавляют:  

— Сказали, что в первое время зарплата будет около 16 тысяч. Для студента неплохо, для профессионала — маловато.

Преподаватели успокаивают: чтобы платили больше, новичок должен получить допуск к работе с электроприборами, разряд. Это возможно через три месяца на заводе. Сначала ты работаешь на квалификацию, потом она на тебя.

Было на ярмарке много и уже состоявшихся в профессии соискателей. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. 

Вот и Павел Хелинцев — оператор машин с ЧПУ — пришел посмотреть что почем. Пока предложения не устроили, так как сейчас зарабатывает больше. А информация о льготных обедах, бесплатных медосмотрах и посещении бассейна по символической цене не является решающим аргументом. 

На бюджете? Потрудись!

Начальник отдела кадров АО «ПО «Электроприбор» Виталий Арзамасцев давно обдумывает эту ситуацию.  

— Не хватает инженеров-программистов, схемотехников, технологов... А почему? Во-первых, из-за завышенных зарплатных ожиданий, — рассуждает он. — Студент, который только пришел и мало что умеет, может получить у нас заработок от 25 тысяч, а хочет сразу иметь 40 тысяч. А ты наработай опыт, стань классным специалистом! Представители ведущих специальностей могут получать от 55 до 70 тысяч. И причина дефицита рабочих рук не только в деньгах. Когда началась мобилизация, к нам в отдел кадров зачастили мужчины. Хотели устроиться хоть кем-нибудь, чтобы получить бронь. Но абы кто нам не нужен!   

Во-вторых, в учебных заведениях огромный разрыв между теорией и практикой. Многие выпускники, получив диплом, уходят в другие сферы. Считаю, что надо возродить систему ВТУЗа: утром на заводе — вечером на предприятии, или наоборот. Коллега был в Голландии на передовом заводе и с восторгом рассказывал о такой профориентации, применяемой там. Но это же наша, проверенная, рабочая, советская система! Надо просто к ней вернуться.

А что имеем сейчас? По моим подсчетам, в регионе ежегодно получают дипломы больше 1000 выпускников по техническим и инженерным специальностям. Где же они? 

Понимаю негодование кадровика: на подобное предприятие человека с улицы не возьмешь. Для работы на гособоронзаказ нужен дипломированный специалист. Выпуск спецаппаратуры связи, оснащение спецмашин в армии – дело ответственное. Да и к выпуску современной мирной продукции, к примеру электросчетчиков с wi-fi, человека без профильного образования не подпустишь. 

Интерес к инженерно-техническим профессиям стараются привить с детства. В школах создают точки роста, закупают 3D-станки… Ребята после девятого класса стали чаще уходить в колледжи, в том числе чтобы избежать сдачи ЕГЭ. Количество бюджетных мест по рабочим специальностям выросло. Дипломы выпускники получают. Действительно, куда пропадают потом? На более легкое или «хлебное» место. 
Виталий Иванович предлагает ввести для «технарей», отучившихся за госсчет, обязательную отработку по профессии, как для медиков. Неплохая идея!

Необходимо продумать и еще один момент. 

Давайте вновь обратимся к зарплатам. К примеру, сборщик микросхем 5-го разряда, который придет в НИИФИ, будет получать от 19 620 рублей, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры – от 18 232 рублей. Немногим больше, чем простой уборщик на минималке (15 279 рублей). 

Разве не обидно человеку, который получил профильное образование, что ему за труд, требующий умственного напряжения, заплатят почти как уборщику? Государство повысило МРОТ, и это хорошо. Но сказали «А», говорите и «Б»! Предполагалось, что вслед за этим пропорционально вырастут зарплаты у тех, кто получает больше минималки. А этого в большинстве случаев не произошло. Этот перекос необходимо исправлять.  
Количество бюджетных мест по рабочим специальностям выросло. Дипломы выпускники получают. Действительно, куда пропадают потом? На более легкое или «хлебное» место.

Автор: Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке