Династия юристов-преподавателей из Пензы наработала 124 года стажа

Корреспондент «Пензенской правды» пообщалась с теми, кто большую часть жизни посвятил преподаванию и служению науке

Династия юристов-преподавателей из Пензы наработала 124 года стажа

19 ноября празднуется День преподавателя высшей школы. Эта дата приурочена ко дню рождения выдающегося российского ученого-естествоиспытателя, профессора Петербургской академии наук Михаила Ломоносова.

Корреспондент «Пензенской правды» пообщалась в теми, кто большую часть жизни посвятил преподаванию и служению науке.

Ольга и Георгий Романовские отдали педагогике 55 лет на двоих. Если добавить стаж отца Георгия, его сестры Наталии и сына, то насчитаем целых 124 года. Сегодня Ольга Валентиновна — завкафедрой «Государственно-правовые дисциплины» Пензенского госуниверситета, а Георгий Борисович — завкафедрой «Уголовное право» в том же вузе. 

Погружение в профессию

— Расскажите, как так получилось, что вы стали преподавателями Пензенского государственного университета, причем работаете по одному юридическому профилю?

Георгий Борисович: Я вырос в академической семье, папа Борис Васильевич стал для меня неким примером для подражания. Он всю свою сознательную жизнь, а это почти 30 лет, проработал заведующим кафедрой «Технология машиностроения» ПензГТУ, был профессором, академиком Международной академии наук педагогического образования, кандидатом технических наук, членом-корреспондентом Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, почетным работником высшего профессионального образования РФ.  

Думаю, именно отец и привил мне любовь к преподаванию. Я нисколько не пожалел о своем выборе. 
А старшая сестра Наталия уже много лет преподает в среднем профессиональном учебном заведении технические дисциплины. Это блестящий педагог, понимающий детей с полуслова.

Ольга Валентиновна: Мои родители не были связаны с профессией учителя, мама трудилась на заводе, а папа работал водителем, но им было важно дать мне высшее образование, за что я благодарна им. Ведь именно родители настояли на том, чтобы я поступила в вуз, куда в то время зачисляли далеко не всех. Уже в студенческие годы я поняла, что стану именно преподавателем университета, и душа лежала именно к этой профессии.

— Насколько мне известно, вы вместе учились на юридическом факультете Мордовского государственного университета, а после окончания вуза поехали с маленьким ребенком на руках в Северодвинск работать. Расскажите, как удалось прожить в суровых климатических условиях 10 лет, и как оказались в Пензе?

Георгий Борисович: Да, все верно. Мы учились на одном курсе на юридическом факультете Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.

В 1989 году в основном брали на юридический факультет парней, причем тех, кто отслужил в армии, прошел подготовительное отделение и имел как минимум два года трудового стажа. Нам же удалось попасть на один курс, где готовили всего две группы будущих специалистов. Это был первый год, когда на юридическом факультете учились и девочки, окончившие только школу. 

Ольга Валентиновна: Моя профессиональная деятельность начиналась с работы в государственной нотариальной конторе, параллельно с практикой занималась научной деятельностью. Впоследствии такое совмещение привело к полному переходу на преподавательскую деятельность. 

В 1995 году в Северодвинске Архангельской области открылся филиал Поморского государственного университета. Сейчас это Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. Нас и еще две семьи преподавателей пригласили на работу на юридическом факультете.

В Северодвинске были достаточно суровые условия. Это морозы до 45 градусов, перебои с отоплением, когда в квартире было всего 6 градусов, длинные зимние ночи и пурга, которая перекрывала все дороги. Но при этом красивая северная природа, очаровательные белые ночи летом, Белое море.

Суровый климат привел нас к решению о возвращении в родительский дом. И уже с 2005 года преподаем в ПГУ. 

Быть честным

— Сын тоже пошел по вашим стопам?

— Сын окончил юридический факультет ПГУ. Это его выбор.  В свое время мы ненавязчиво пытались направить в медицинскую сферу. Есть старая советская поговорка — в семье должен быть свой врач. Но у него своя профессиональная дорога. И вот уже как пять лет преподает криминалистику на кафедре «Уголовное право». Также он творческий человек. Много лет занимался английским языком, окончил художественную школу. Его картины есть в частных коллекциях, одна находится в Казанском федеральном университете. 

— Какими качествами должен обладать настоящий преподаватель?

— Честность. Это высшая благодетель ученого. Любой ребенок чувствует фальшь, а уж взрослый тем более. Доброта, порядочность, культура – это то, что всегда отличало российскую профессуру. 

Преемственность поколений

— Как вы считаете, современное поколение хуже предыдущего? 

— Если кратко: не хуже. Новое поколение — это дети своего времени. Не надо бороться с реальностью, нужно воспринимать естественный ход событий. Современная молодежь – представители цифрового времени. В чем-то они даже лучше нас. Но здоровый честный диалог между поколениями — залог будущего стабильного развития.

— Каких успехов достигли за время работы? 

— Мы оба имеем ученую степень доктора юридических наук и ученое звание профессора. К этому долго шли, это не просто. У нас есть научный авторитет в российском профессиональном научном сообществе. Настоящий ученый не думает о наградах. 

— И напоследок. Что вы посоветуете молодым ученым в этой познавательной профессии?

— Слушайте свое сердце. Оно всегда подскажет. Нужно идти только вперед.

Университет — это страна вечной молодости. В ней есть место смелости, креативности, таланту, счастью. Самое лучшее время – это студенческие годы. На протяжении всей своей жизни мы всегда вспоминаем тех людей, которые когда-то, проходя по коридору, или находясь в аудитории, на кафедре, своим словом, поведением стали ориентиром в профессиональной деятельности. 

Автор: Елена АЛЬШИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное