Уговорила не разлучать близнецов: Трогательные истории из жизни пензенской акушерки

Количество детей, которым помогла появиться на свет Ирина Андриякина, давно перевалило за 20 тысяч

Уговорила не разлучать близнецов: Трогательные истории из жизни пензенской акушерки

Как-то в магазине акушерка родильного отделения Пензенского перинатального центра Ирина Андриякина ощутила на себе пристальный взгляд. В голове пронеслось: «Неужто после смены косметика размазалась? Или с одеждой что-то не так?».

Ирина Борисовна вгляделась в лицо стоявшей неподалеку женщины и узнала ее. 

Та подошла к ней со слезами на глазах, сказала: «Вы, наверное, не помните… Девять лет назад вы уговорили меня не оставлять одного из близнецов в роддоме».

— Конечно же, я все вспомнила, — говорит Ирина Борисовна. — У одного из мальчиков были серьезные проблемы со здоровьем. И когда мама заикнулась о том, чтобы отказаться от него, я отговорила: «Что дано Богом, надо брать. Сами же потом поймете, что могли лишиться в жизни чего-то важного».

Конечно, больной ребенок требовал больше внимания и сил. Но заботы того стоили. Мальчишкам сейчас по девять лет. И различия между ними почти незаметны. Женщины прямо у кассы магазина обнялись и всплакнули от радости.

Сколько было таких историй за 33 года работы! 

Семейный акушер


В акушерство Ирина Борисовна попала по воле случая. Не прошла по конкурсу в Самарский медин­ститут и решила подать документы в Пензенское медучилище. 

«Есть одно место в акушерской группе. Пойдешь?» — предложили ей. Она согласилась. И не жалеет.

Как же было страшно поначалу! Ей 21, а роженицам порой за 30, и это у них уже вторые, а то и третьи роды. Ирина боялась, что женщины не доверятся молоденькой девушке. Чтобы набраться опыта, в свое свободное время ходила и смотрела, как работают старшие коллеги. Всему научилась. Теперь она семейный акушер: к ней мамы ведут рожать своих дочек!

— Я работу свою обожаю, но и обижаюсь на нее, — признается Ирина Андриякина. — Вижу малышей совсем крошечными. И вдруг на улице подходит дама с парнем ростом 180 сантиметров: «Ирина Борисовна, это мой сын. Вы у меня роды принимали!». И я не могу поверить, что на самом деле прошло столько лет. 

В шутку и всерьез


Появившийся на свет ребенок — это настоящее чудо. Ирину Борисовну охватывает такая нежность, что каждого новорожденного готова расцеловать. А мамы порой теряются. И она настраивает рожениц: «Прижми его к себе, говори с ним, целуй! Твой голос он выучил за девять месяцев. А прикосновения налаживают ваш контакт в новой для него жизни».

Процесс появления на свет малыша Ирина Борисовна называет коллективной работой. И речь не только о команде медиков. Должна постараться и роженица. 

— Нужно наладить психологический контакт, — уверена акушерка. 

Кому-то нужно давать четкие инструкции и все объяснять, кого-то настроить на позитив шуткой. 

— Как это не будешь рожать? Ну тогда иди домой, отдохни. Надумаешь — возвращайся, — говорит она нервничающей женщине.

Иногда мамочки, чувствуя боль в процессе родов, кричат, что никогда больше не придут в роддом. А то и крепкое слово с губ сорвется. 

— Но мы все понимаем и не обращаем внимания, — смеется Ирина Борисовна. — Главное — помочь человечку прийти в этот мир.

Ирина Андриякина начинала работать в роддоме на улице Бекешской. Конечно, по тем временам оборудование благодаря главврачу Геннадию Ерошину было самое лучшее. Но не сравнить с тем, каким оснащен сейчас перинатальный центр. Аппаратура следит за состоянием мамы и малыша. Каждый родильный зал – на одну роженицу и малыша. Никаких ожидающих на соседней кровати. 

Но без теплых рук акушерки все равно никуда.

— Вымоешь новорожденного, осмотришь, взвесишь, бирочки привяжешь, запеленаешь — ну куколка! — умиляется она. — Некоторые говорят, что все младенцы на одно лицо. Нет, они такие разные!

В хороших условиях работать легко. А попробуй в экстремальных роды принять. Как-то раз отключили свет, а у женщины потуги. Ребенок «вышел» на свет свечи. 

— Пламя колышется, ничего толком не видно, — вспоминает акушерка. — А мне надо было помыть новорожденного. Боялась, что в темноте сделаю это плохо. Следующим утром смотрю, а личико у младенца беленькое, как снег! Так я его усердно терла. 


Интуиция и опыт


Коллеги называют Ирину Борисовну «ходячим УЗИ». Ей часто удается угадать пол будущего ребенка. Она говорит, что делает это интуитивно.

— Вот, к примеру, случай был: роды затянулись. Я и говорю: «Сынок, ну толкнись пятками-то». На свет появился мальчик. Или совсем недавний: беру из стопки одеял розовое и голубое и обращаюсь к роженице, беременной двойней: «Оля, давай разнополых родим! Видишь: вещи разного цвета попались!»

Как в воду глядела — девочка и мальчик. 

Это, конечно, кажется чудом. Но на самом деле — многолетний опыт, приправленный интуицией. 

Бывают в работе акушерки и горькие моменты. Случается, что плод погибает в утробе матери. И если его можно извлечь без операции – это, по сути, те же роды. Но только представьте, в каком состоянии находится беременная. 

Тут, по словам Ирины Андриякиной, главное — самой удержаться от слез. Нужны спокойствие и уверенность. А вот когда процесс закончен, можно начинать разговор по душам.

— Это так нелегко — смотреть в глаза, в которых застыло отчаяние, — признается она. 

Но находит для убитой горем матери нужные слова. Говорит, что случившееся — перевернутый лист книги жизни. Надо двигаться дальше. И обещает: все еще будет. Бог даст — они еще поплачут вместе от счастья, когда ребенок возвестит громким криком о своем приходе в этот мир. 

Защищая новую жизнь

Казалось бы: акушерка наблюдает за ребенком всего несколько дней. Забрали его домой — и забыла. Но нет. Болит душа за малыша, родившегося у матери-алкоголички, за ребенка одинокой мамы с диабетом, а еще за недоношенных детей. 

— Они же размером с ладошку и весят меньше килограмма. Ну чисто варежки! — восклицает медработник. — Переживаешь. Как будет развиваться такая кроха? 

Андриякина и к подросшим детям испытывает теплые чувства. Не понимает соседок у подъезда, которые недовольны громким смехом и криками, раздающимися с футбольной и детской площадки. 

— А ради чего же мы живем? Разве не ради детей? — удивляется Ирина Борисовна.

А безразличия к маленькой жизни Андриякина просто допустить не может. Например, видит беременную, стоящую в переполненном транспорте – либо уступит ей свое место, либо, если сама стоит, будет взывать к совести вольготно рассевшегося пассажира. 

Из 30 человек, что учились с Андриякиной в одной группе, в профессии остались только девять — самые преданные делу. Здесь только такие и задерживаются. 5 мая — их профессиональный праздник. Поздравляем!

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER