Тренер из Пензы учит плаванию особенных детей

Светлана Петрунина на практике доказывает, что плавание для них — одно из мощных средств адаптации

Тренер из Пензы учит плаванию особенных детей

Илья и София 

Уже полгода 12-летний Илья три раза в неделю ходит на занятия в бассейн «Дельфин». По четвергам один бежит на тренировку (живет недалеко), а забирает его папа.

— Скоро мы с семьей поедем в Ульяновск, в аквапарк, там я тоже буду плавать, — поделился радостной новостью школьник, когда мы с ним познакомились.

Конечно, так подробно он рассказывает не обо всем. Лишняя для него информация часто забывается. В следующий раз Илья заговорил о себе уже после тренировки…

А пока в ожидании товарищей он сидел в вестибюле и листал ленту в Тик-Токе, где его аккаунт уже давно пересек отметку в 1000 подписчиков. Немного увлекся — и вот уже пришлось догонять группу, чтобы успеть переодеться. 

Первой на воду спустилась 9-летняя София, которая старается во всем быть лидером. Девочку после школы на занятия привела мама Екатерина:

— Она у нас человек настроения: либо все плохо, либо хорошо, но в бассейн обожает ходить в любом расположении духа.

Чтобы не сидеть час в ожидании ребенка, Екатерина тоже плавает — по абонементу. 

Тем временем София уже начала разминку, а затем приступила к основному комплексу упражнений. За год занятий она научилась плыть на спине и кролем, что является большим прогрессом. А в конце тренировки малышка обязательно спросит:

— Я хорошо себя вела? 

И наставница Светлана Петрунина обязательно ее похвалит. Сегодня тренер, как и в любой другой день, проделала немалый путь. После работы в ПГУ, она направляется в Пензенский колледж искусств, где в спортивном зале преподает физическую культуру. Ближе к вечеру выдвигается в сторону Города Спутника — заниматься наукой.

Физкультура и наука 

После окончания университета Светлана Петрунина осталась работать на кафедре «Физическое воспитание». В конце 90-х преподаватель философии Лариса Плешакова подсказала направление исследования: двигательная реабилитация средствами адаптивной физической культуры.

В 2003 году Светлана защитила кандидатскую диссертацию в этой области. На сегодняшний день под ее руководством работают еще два доцента кафедры «Физическое воспитание» ПГУ — Ирина Кирюхина и Светлана Хабарова. Эта команда является единственной в регионе, которая занимается реабилитацией детей с поражением опорно-двигательного аппарата (ДЦП и смешанные виды заболевания) и с нарушениями в развитии интеллекта.

Светлана пришла к выводу, что плавание — один из самых важных аспектов для людей с ограниченными возможностями: оно дает жизненно необходимый навык, восстанавливает физические и интеллектуальные качества. Ее теоретические разработки основаны на практических занятиях с двумя группами. 

Про первую мы уже немного рассказали. Кандидат наук добавляет, что для таких детей тренировки служат антистрессом — снимают напряжение. 


Чтобы не пропала мотивация

И правда, Илья, выходя из воды, вспомнил и с интересом рассказал:
— У меня есть старший брат, он живет в Санкт-Петербурге. Я часто приезжаю к нему в гости, там очень красиво! 

Мы смогли поговорить не только о семье, но и о его достижениях в спорте. Все-таки соревновательный дух берет свое: школьнику нравятся вкус победы и соперничество — значит, результатам быть! Даже одно занятие может повлиять на эмоциональное состояние ребенка… Его родители, одни из немногих в группе, хотят сделать из Ильи чемпиона, тем более данные позволяют. 

Над этим и работает сейчас Светлана Петрунина. Она занимается начальным этапом спортивной подготовки. И в данный момент ее задача — изучить формирование мотивации к тренировкам. 

— Если сделать даже небольшую паузу, то у таких детей очень быстро пропадает желание возвращаться к занятиям, а это, соответственно, мешает им перейти от реабилитации к спортивным достижениям. 

Пока за год существования первой группы перейти в профессиональное плавание — в «Суру» к Николаю Пономаренко, опытному тренеру спортивно-адаптивной школы Пензенской области, — никому не удалось.

Медленно, но верно

Совсем другая ситуация со второй группой, где занимаются дети с поражением опорно-двигательного аппарата. Для них плавание — спасение. Тренировки разгружают костно-мышечную систему, происходит включение всех функций головного мозга. Организм начинает уже по-другому работать, что способствует реабилитации, частичному восполнению утраченных жизненных функций. 

С такими ребятами Светлана занимается уже три года. В мотивации им не откажешь:
— Прирост результатов незначительный, потому что им нужно больше времени на то, чтобы просто лечь на воду.

В первую очередь они борются за свое здоровье. Оля, 7-летняя девочка, после месяца тренировок стала наступать на две ножки и, более того, лучше учиться.
 
Когда ее прогресс позволит засекать время заплыва, тренер с радостью заявит девочку на соревнования, ведь каждая грамота участника состязаний возносит детей на седьмое небо…


Труд на пользу

Занятия закончились, и уставшая Светлана возвращается домой, где ее ждет и поддерживает семья. И каждое утро она встает с пониманием, что ее работа важна и родителям, и детям. Это вдохновляет, и тренер продолжает искать ключи к новым достижениям подопечных. 

Научная команда Петруниной активно сотрудничает с НГУ имени П.Ф. Лесгафта, где и планирует Светлана защищать докторскую диссертацию.

Автор: Полина ИВАНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке