Татьяна Стаильская: «Не умею лицемерить»

Татьяна Стаильская: «Не умею лицемерить»

Впервые я услышала солистку ансамбля «Старгород» Татьяну Стаильскую лет десять назад. Как сейчас помню, исполняла она на сцене народный романс «Голубая ночь». И так легко, свободно лился ее голос, красивый, сильный, и было в нем что-то такое родное, руслановско-зыкинское, щемящее, пробирающее до глубины сердца. 

С тех пор каждая встреча со Стаильской — именины сердца. 

Приходите сегодня

— Татьяна, я слышала, что твой путь на большую сцену был сродни тому, что пришлось пройти Фросе Бурлаковой — главной героине знаменитого советского фильма «Приходите завтра». 

— Да, есть некоторое сходство. Я, как и Фрося, была простой деревенской девочкой — я родом из села Пашково Земетчинского района. И с ранних лет, как и она, любила музыку. 

У нас в семье все женщины с хорошими голосами — унаследовали от бабушки Пелагеи Егоровны Комаровой. Свадьба, день рождения или новоселье — она была первой певуньей. Да и вообще в Пашкове народ голосистый. Одно из самых приятных воспоминаний детства: идешь по селу в день Троицы и из каждого дома льются старинные протяжные песни. У нас этот православный праздник всегда широко отмечали, несмотря на то что тогда было безбожное время. 

Петь на публике я начала с семи лет: выступала на школьной сцене, в сельском клубе. Это были детские патриотические песни: «Солнечный круг», «Крейсер «Аврора», «Орленок»... У меня хорошо получалось, и когда пришло время определяться с будущим, я поняла, что хочу профессионально заниматься пением. 

Я, как и Фрося Бурлакова, была самоучкой. В Пашкове музыкальная школа отсутствовала, а возить меня на занятия в райцентр у родителей не было возможности. Когда поступала в Пензенское музыкальное училище, конечно, боялась, что из-за этого меня не примут. Но все решил творческий экзамен — он шел первым. 

Я спела, прочла басню и получила пятерку. Мне повезло: я попала на курс к замечательному педагогу Александру Тархову, создателю фольклорного ансамбля «Реченька», в который он пригласил меня сразу же после поступления. Александр Георгиевич определенное время вел меня по жизни и дал направление в творчестве. Благодаря ему я стала солисткой. 

Не забыть и не потерять

— В каждом твоем концерте есть изюминка: ты обязательно исполнишь малоизвестную, но очень красивую русскую песню или знакомую, но в непривычных аранжировке, звучании. Или духовные стихи, которые в свой репертуар включают в основном монастырские хоры. Где ты находишь такие аутентичные вещи? 

— Со студенческих времен я много ездила по экспедициям в села, собирала фольклор. Мне повезло, я успела записать песни, частушки, духовные стихи такими, какими их пели несколько поколений наших предков. Сейчас не у кого черпать эту информацию. Нынешнее поколение все перепевает на свой лад, осовременивает — и от старинной песни порой ничего не остается, уходят разнообразие, оригинальность.

— Особое место в твоем репертуаре занимают духовные стихи — народное переосмысление евангельских событий и восприятие православной картины мира в целом. Откуда такая любовь к этому редко встречающемуся сейчас жанру?

— От бабушки. Она была удивительным, добрым, светлым, благородным человеком, настоящей христианкой — ее жизнь проходила в посте, труде и молитве. Всегда вспоминаю ее со свечой в руках перед иконами. Как и большинство детей, рожденных в СССР, к вере нас с братом привела именно бабушка. Не приучая специально, а своим примером, отношением к жизни, стремлением жить по заповедям Божьим. 

От нее-то я и услышала первый духовный стих. В нем были строчки о том, как душа расстается с телом, как встречает ангела, как трепещет перед грядущими мытарствами. Бабушка рассказывала, что его когда-то пели за поминальным столом.

И при этом она не была консерватором, жила сегодняшним днем, не замыкалась на прошлом, радовалась всему, что Господь дает здесь и сейчас. Никогда ни с кем не ругалась, все конфликты гасила в зародыше, руководствуясь старинной поговоркой про слово — серебро и молчание — золото. И чем дольше я живу, тем больше осознаю правоту этой народной мудрости. 


Вовремя замолчать

— А ты похожа на бабушку по характеру? 

— Не очень. Я довольно гневливый человек, могу вспыхнуть на пустом месте. И мне пришлось овладевать умением вовремя сдержать себя, замолчать, обдумать каждое слово. Если происходит конфликтная ситуация, стараюсь взглянуть на нее глазами своего противника, пытаюсь найти ему оправдание. Если же смягчающих обстоятельств не находится, просто свожу общение с таким человеком до минимума. Но при этом никогда не буду его ненавидеть, напротив, пожалею. Если отвечать злом на зло, оно многократно умножается — это старая истина. А если любовью — его распространение можно остановить. 

Не люблю поддакивать. Допустим, в компании знакомый высказывает свое мнение (неважно — негативное или позитивное) о каком-то событии или человеке. Большинство с ним единодушны, а я считаю по-другому. Не бросаюсь сразу в спор, не поддакиваю, но если уж начнут допытываться — скажу все, что думаю.
 
Не умею лицемерить. Даже в соцсети никогда не поставлю лайк под чьим-то постом лишь потому, что человек у меня в друзьях. Поддерживаю только то, с чем внутренне согласна. 

Патриотами не рождаются

— С чего для тебя начинается родина?

— С семьи. Что бы ни говорили, но государство наше до сих пор держится на семейных ценностях. Вопреки всему. Если дети растут в нормальной семье, видят любовь родителей друг к другу, ответственное отношение к своей работе, к любимому делу, они станут полноценными членами общества. Не потребителями, которые уверены, что мир должен под них прогибаться, а созидающими, отзывчивыми людьми. 

Я очень люблю село Пашково, где родилась. И когда говорят, что деревня умирает, не ударяюсь в тоску и ностальгию, а стараюсь помочь, как могу, родному краю. У нас многие почему-то до сих пор считают благотворительность уделом богатых людей. 

Но это не так, взять хотя бы моего прадеда. В начале XX века в соседнем селе Салтыково сгорел деревянный храм и сельчане решили построить на его месте каменный. Семья прадеда была не очень богатой, деньгами особо помочь не могли. Но он был на все руки мастер, и сыновья — такие же умельцы. Периодически они оставляли все дела и на неделю уезжали в Салтыково на строительство храма. Или после сбора урожая откладывали несколько мешков зерна, муки и ночью, чтобы никто не видел, отвозили груз к крылечку храма — пригодится нуждающимся. 

Когда в наше время в Пашкове начали строить храм во имя св. Серафима Саровского, средства тоже собирали всем миром. А мы с мужем (известный пензенский музыкант и исполнитель Сергей Стаильский. — Авт.) и детьми с благословения настоятеля — священника Николая Попова — устроили благотворительный концерт. Вырученные за билеты деньги передали на строительство. 

Все просто. Нет лишних денег — поделись своим талантом, любая твоя лепта, если она от души, зачтется.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER