Ситуация критическая: в Пензе назревает транспортный коллапс
Многофункциональный водитель
Очередное нововведение может серьезно ударить по системе общественного транспорта, и так не очень благополучной, в областном центре. Оно связано с серьезными тратами для перевозчиков, а это всегда проблема!Итак, с июля этого года все автобусы большой и малой вместимости должны быть оборудованы онлайн-кассами. Плюсом к финансовой нагрузке станет и обязательная установка до середины года тахографов, которые будут контролировать маршрут, работу и отдых водителя.
— Кассы нужно будет зарегистрировать в налоговом органе. Стоимость тахографа варьируется от 38 до 46 тыс. рублей. Онлайн-касса — это еще минимум 14 тыс. рублей, — объясняет начальник городского управления транспорта и связи Юлия Еремина. — В федеральном законе прописана и система штрафов. Не установил кассу или не выбил чек — штраф, при повторном нарушении – приостановка деятельности по осуществлению пассажирских перевозок на 90 дней.
Поговорили мы на эту тему и с водителями маршруток.
Владимир, стаж работы на общественном транспорте более 10 лет:
— От остановки до остановки ехать примерно полторы-две минуты, стоим 30–40 секунд. В часы пик в салон заходит 7–10 пассажиров... Я с кассовым аппаратом никогда не работал и представить не могу, как и когда выбивать чеки. Во время движения отсчитывать сдачу, следить за дорогой и нажимать на кнопочки?
Олег, за баранкой маршрутки 7 лет:
— Закон внедрили, а как его исполнять, никто не подумал. Расходы на оборудование лягут на плечи владельца транспортного предприятия. Но я не удивлюсь, если часть он компенсирует за мой счет…
Юлию Еремину беспокоит не столько цена оборудования, сколько вопросы безопасности в условиях такой занятости водителя. Хотя и цена тоже...
— Стыдно говорить, но на некоторых маршрутах нам бы, прежде чем оборудование ставить, сам подвижной состав обновить.

Где прибыль взять?
Да, на не очень доходных маршрутах используют подчас старенькие «газели». Нет у владельцев денег на новые. И отменить такие маршруты, как до поселков ЗиФ, Победа, Камыши-Хвощи, нельзя, они являются социально значимыми. Людей там проживает немного, но возить-то их надо.С 2005 по 2013 год в Пензе реально работала муниципальная программа «Развитие пассажирского транспорта общего пользования». Тогда были продлены троллейбусные линии, что улучшило транспортное сообщение района Кордон с микрорайоном Шуист. На лизинговой основе купили 100 автобусов и 50 троллейбусов, увеличив долю муниципального транспортного предприятия в объемах перевозок автобусами большой вместимости до 63,2 процента. Сейчас эта доля равна нулю (после банкротства МУП «ППП» и продажи троллейбусов СМУП «Пензалифт»).
Три-четыре года назад на муниципальный транспорт приходилось 27 процентов всех городских пассажирских перевозок (МУП «ППП» — 3 процента; СМУП «Пензалифт» — 24). Сегодня от муниципального транспорта осталось только МБУ «АТХ», которое обслуживает маршруты № 25 и 40 (оба соединяют Пензу с поселком Заря).
После банкротства МУП «ППП» победителем торгов по продаже объектов транспортной инфраструктуры стало ООО «Меркурий-авто-9», возглавляемое Михаилом Кривозубовым. Это более 40 троллейбусов, сети, подстанции и здание депо на пр. Победы — цена составила порядка 45 млн рублей (в десять раз ниже первоначальной).
— Задумка была в том, чтобы продать этот лот одним комплексом за небольшую стоимость, но наложить на покупателя обязательства по работе троллейбусов в качестве общественного транспорта, — объясняет Юлия Еремина. — Содержание троллейбусов — дорогое удовольствие. Ежегодно городу оно обходилось в 100 млн рублей, даже с учетом сокращения всех затрат.
Какое же будущее ждет «рогатых»? Пока ползают те, что на линиях, — понятно. А развалятся они?
— В прошлом году мы направили в областной Минфин письмо, в котором написали о необходимости закупки новых троллейбусов и автобусов на условиях софинансирования, — обнадеживает Юлия Евгеньевна.
Гиганты вымирают первыми
Сейчас действует другая программа — «Развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования «город Пенза» на 2017–2026 годы». Но ведь весь общественный транспорт перешел в частные руки!— Да, но людям не важно, кто владеет транспортом: частник или муниципальное предприятие. Я как пассажир хочу получить качественную услугу за разумные деньги, — говорит Юлия Еремина.
С этими словами сложно не согласиться. Но вернемся к программе, в которой много интересного. К примеру, такая цитата: «Сложившаяся в г. Пензе ситуация в области транспорта может характеризоваться как критическая. Ее дальнейшее развитие ведет к банкротству большинства предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, вынужденному повышению тарифов и сокращению маршрутной сети. Ликвидация транспорта общего пользования, как показывает мировой опыт, стимулирует активное использование индивидуального автотранспорта для совершения поездок, в конечном итоге приводя к транспортному коллапсу».
И, кстати, по данным городского управления транспорта, ни на этот год, ни на два последующих денег на софинансирование или на покупку автобусов не предусмотрено. В Пензе постоянно ведутся разговоры о том, что нужно возвращать на линии автобусы большой вместимости, возрождать электротранспорт. Но пока мы видим лишь засилье маршруток.
Автобусы большой вместимости обслуживают всего 4 маршрута (№ 54, 66, 70, 82С). Плюс 6 троллейбусных маршрутов (№ 1, 2, 6, 7, 8, 9).
— Не все маршруты может обслуживать транспорт большой вместимости. В 2017 году мы заменили микроавтобусы на маршруте № 68 на большие «мерседесы». Решение не оправдало себя. Люди оказались не готовы подстраиваться под расписание автобуса и по 15–20 минут стоять на остановках. Пассажиропоток снизился, — комментирует Юлия Еремина. — Да и с экономической точки зрения автобусы — это уже непозволительная роскошь. Рост цен на ГСМ в прошлом году побил все рекорды, составив около 15 процентов. А это основная статья расходов любого перевозчика. Содержание автобусов малого класса обходится примерно в 2,5 раза дешевле, чем больших.
Вот тут и вспоминается то, что в городе не осталось муниципального транспорта. Как ни крути, но повлиять на его работу городским властям было бы проще, чем на частника.

Про социальную ответственность
В 70-е годы в Америке был проведен своего рода эксперимент. В некоторых городах мэрия вообще отказалась от развития общественного транспорта. Якобы у каждого есть машина, в крайнем случае можно воспользоваться такси. Однако это породило довольно много проблем. Главная — улицы превратились в гигантские парковки.Спорить о том, нужен городу общественный транспорт или нет, конечно, неправильно. Без маршруток и автобусов не обойтись хотя бы потому, что далеко не у всех есть возможность купить и содержать автомобиль. А уж если мы говорим, что пассажирские перевозки — это в первую очередь не коммерция, а социальная услуга, то и подходить к вопросу нужно так же.
Социальная услуга — это обязанность и ответственность государства, как медицина, как образование, как детские сады и т. д. У нас же перевозки стали бизнесом.
Решение проблемы, как считают многие, упирается в деньги. А их платить никто не хочет. Пассажирам дорого, перевозчики не могут себе позволить работать в минус, а государство отдало транспорт частникам, ведь это же бизнес — пусть зарабатывает.
Нам интересно и ваше мнение, дорогие читатели.
Автор: Елена КУЛИКОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме

В Пензу придет африканский антициклон с жарой до +38 градусов
Об этом рассказала кандидат географических наук Серафима Артемова
Борис Корчевников протестировал Татьяну Куртукову на пензенский диалект
Расскажем, на какие вопросы ответила исполнительница хита «Матушка»
Сердобская больница получила реабилитационное оборудование по нацпроекту
Арсенал медиков пополнился шестью единицами техники
В Пензе меньше половины родителей довольны результатами ЕГЭ своих детей
Меньше трети опрошенных положительно оценивают систему ЕГЭ
Сбер выяснил: предпринимателям, ведущим бизнес с семьёй, необходима поддержка близких и государства
Ко Дню семьи, любви и верности специалисты медиа СберБизнесLive изучили семейный бизнес в России
Пенза принимает финал VI летней Спартакиады молодежи России по скалолазанию
Около 200 спортсменов соревнуются в трех дисциплинах