Шампиньоны делают ход и выигрывают
Первый урожай здесь собрали в июле 2019-го. Как развивается компания? Трудно ли вести бизнес в Пензенской области? Как сказались на деятельности предприятия карантинные меры?
На эти и другие вопросы мы попросили ответить директора ООО «Грибная компания» Спартака Антонова.
— Главное для любого бизнеса — повышение эффективности предприятия. Мы запускались поэтапно: вначале загружали камеры выращивания всего на одну восьмую от производственной мощности, — рассказывает он. — Постепенно наращивали объем и вышли на полную мощность. Более того, в мае вырастили даже больше грибов, чем предусмотрено бизнес-планом. Начали сами производить компост и покровную почву для шампиньонов — раньше закупали их на стороне.
Сегодня на долю «Грибной компании» приходится от 5 до 7 процентов всего объема производства грибов в России.
Бери только белые!
— Спартак Геннадьевич, чем был обусловлен выбор именно грибоводческой отрасли?— Наверное, тем, что шампиньоны вкусные, полезные и на вид привлекательные.
— Вы сами-то грибы любите?
— Да. У меня дома в холодильнике сейчас два ящика грибов стоит: обычные белые шампиньоны и королевские коричневые, которые мы недавно начали выращивать. Пока новую продукцию производим в небольших объемах — люди к ней не привыкли.
Как-то был случай на рынке: подошли к прилавку две пожилые женщины, увидели шампиньоны двух видов. Одна другой говорит: «Эти вот белые — наши, сердобские, а коричневые — китайские какие-то грибы, неизвестно на чем выращенные, лучше не бери их!». Прямо анекдот. На самом деле, королевские шампиньоны по своим вкусовым и питательным качествам лучше белых. Правда, урожайность у них ниже, а себестоимость, соответственно, выше.
Если серьезно, то все началось в 2014 году, когда резко вырос курс доллара и евро и произошел скачок на импортную продукцию, Россия и страны Запада ввели взаимные санкции. До этого 90 процентов грибов промышленного производства к нам завозили из Европы.
Это стало толчком к созданию собственного производства, тем более, что правительство России взяло курс на импортозамещение. Подходящую площадку для реализации проекта нашли в Сердобском районе (я сам родом из Сердобска), где как раз началось строительство индустриального парка. Можно было получить землю под заводские площади, куда были уже подведены все инженерные коммуникации и проложена дорога.
И знаете, что досадно? То, что грибное производство выгодно — понял не только наш инвестор. И параллельно с нами в России начали, извините за каламбур, как грибы после дождя появляться аналогичные предприятия.
Когда мы строились, я был уверен, что наш завод станет одним из самых больших в стране. Ошибся: в других регионах появились компании в несколько раз крупнее. И сейчас российское производство шампиньонов превышает потребление. Но для покупателей это хорошо: цены на грибы остаются стабильными.
Вдвое больше работы
— На открытии вашей компании прозвучала информация, что благодаря ей, Сердобский район получит более 160 рабочих мест. Это реально?— Около трех недель назад мы заполнили весь штат. Только работу в «Грибной компании» получили не 160, как планировалось, а 372 человека! Из них 208 — сборщицы шампиньонов, как опытные, так и ученики.
— Сбор грибов — такая сложная наука?
— Это звучит просто: «грибы собирать». Но работа трудная, ее нельзя выполнять механически, нужно включать мозги. Я бы сравнил ее с азиатской настольной игрой го, стратегия которой на несколько порядков сложнее шахматной — в ней только после первого раунда может быть почти 130 тысяч возможных комбинаций. Не случайно компьютеры, давно обыгрывая людей в шашки и шахматы, не могут победить гроссмейстеров го. Те выбирают нужные комбинации часто каким-то шестым чувством.
Так и лучшие сборщицы, контролирующие участки площадью 100 кв. м, должны по виду, размеру и состоянию гриба вычислить, когда его нужно снять. Пропустишь сегодня созревший шампиньон — завтра его сдавят соседние грибы, снизится качество, ухудшится внешний вид. Возьмешь тот, который нужно собрать завтра — потеряешь половину веса. При этом нужно за час снять 25-30 кг, передвигаясь вдоль стеллажа и успевая сдавать грибы приемщику. В прошлом месяце наша лучшая сборщица получила зарплату 60 тысяч рублей. Новички зарабатывают до 30 тысяч.
— Вы сами не пробовали поработать сборщиком?
– Однажды целый день срезал грибы. Скорость у меня, конечно, была не самая высокая. Но мне понравилось. Спокойно. Не то, что в директорском кабинете, когда каждые десять минут тебе кто-то звонит или заходит с вопросами. Некоторые снимают стресс от работы, уезжая куда-нибудь в сельскую глушь, а я — ушел в грибную камеру.
Хороший климат
— Одним словом, бизнес стабильно развивается. На ваш взгляд, насколько благоприятным является инвестиционный климат в Пензенской области?— Я достаточно скептичный человек, во всем привык полагаться только на себя. И даже представить не мог, что власть, вопреки распространенному мнению, может не только ставить палки в колеса, но и оказывать большую помощь бизнесу.
Мы едва успели предложить свой инвестиционный проект, как и администрация Сердобского района, и правительство Пензенской области пообещало нам всяческую поддержку.
У нас не было проблем с вхождением в индустриальный парк в качестве резидентов, нас сопровождали на всех стадиях оформления документов, помогая их правильно заполнять, регулярно напоминали о сроках подачи. Без этого нам бы пришлось дополнительно нанимать специалистов для выполнения всех бюрократических процедур, что повлекло бы убытки на старте.
Мы в свою очередь являемся одним из крупнейших налогоплательщиков и вторыми крупнейшими работодателями Сердобского района. Наши сотрудники получают «белую» зарплату, имеют полный социальный пакет. Кстати, по фонду зарплаты мы приближаемся к 10 млн рублей ежемесячно.
— Есть ли у вас проблемы, связанные с карантинными мероприятиями из-за пандемии COVID-19? Многие бизнесмены жалуются, что несут убытки. А у вас ведь импортное оборудование, и мицелий вы заграницей закупаете…
— Конечно, были некоторые сложности с поставками запчастей и сырья, но это не критично. А вот что стало полной неожиданностью: обрушение спроса на нашу продукцию в апреле, во время Великого поста у православных христиан, когда грибной рынок обычно на подъеме, и все заводы выходят на максимальный объем производства. Но в этом году начало поста почти совпало с началом карантина. В один период у нас полностью заполнился склад, и было сложно реализовать продукцию. Мы были вынуждены значительно снизить цены.
Правда, сейчас спрос вновь стал расти, и мы возвращаемся к прежней жизни.
Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Банк «Кузнецкий» вошел в ТОП-100 российских банков по числу офисов
Филиальная сеть Банка «Кузнецкий» насчитывает 31 офис
Новый уровень защиты: СберСтрахование начала страховать экраны подержанных смартфонов
Страховка покрывает любые виды повреждений дисплеяСбер и R-Vision усилили сотрудничество для киберзащиты российских компаний
Сбер: кража средств мошенниками с записью голоса или фото жертвы технически невозможна
Домклик: Каждая вторая сделка клиентов с недвижимостью в Сбере проходит за свои средства
Сбер поддержал выделение средств ФНБ на магистраль Москва-Петербург по «депозитной схеме»