С. Фигаровская: Детей не обманешь фальшивой улыбкой

С. Фигаровская: Детей не обманешь фальшивой улыбкой

В этом году системе российского дополнительного образования детей исполняется 100 лет. Многим поколениям мальчишек и девчонок занятия в домах творчества, центрах развития и дворцах культуры позволили определиться с профессией. Кто-то выбрал себе дело по душе, а для кого-то приобщение к творчеству стало началом личной истории успеха.

Газета «Земляки» начинает рассказывать о людях, которые практически всю свою жизнь посвятили работе с детьми.

Осознанный выбор

Так совпало, что в этом году известная пензенская детская студия эстрадного вокала «Лель» отметила свой 20-летний юбилей. За два десятка лет художественному руководителю коллектива Светлане Фигаровской удалось вырастить более 300 профессиональных эстрадных артистов.

— Я закончила наш, пензенский, педагогический институт. Причем выбор был совершенно осознанный. После вуза какое-то время работала в детском доме, затем в школе. Поняла, что это не мое, но тяга к детям никуда не делась. Пришлось «поскитаться», пока в один прекрасный день, в конце 1997 года, мне не предложили создать на базе Дома детского творчества № 2 вокальную студию, — вспоминает Светлана Владимировна. — Вот это было действительно мое. Это тот случай, когда ты с огромным удовольствием идешь на работу.

Что интересно, Светлана Фигаровская учит детей вокалу, играет на фортепиано, ударных инструментах, бас-гитаре, но не имеет музыкального образования. Природа наградила ее абсолютным слухом, въедливостью (в хорошем смысле слова) и упорством, что дало свои результаты.

По словам Фигаровской, музыка — это не про то, чтобы просто обеспечить занятость малышу или подростку. Она формирует личность, ориентированную на победу, воспитывает лидерские черты характера.

— Сцена способствует тому, что у ребенка появляется желание преодолевать трудности. Обычному человеку в быту не приходится выступать на публике, справляясь со своими страхами. А здесь дети учатся брать себя в руки даже в самых волнительных ситуациях и делать все возможное для победы, — говорит педагог. — Кроме того, ребенка воспитывает коллектив, в котором он занимается. В творческой группе действуют другие, по сравнению с семьей, правила. Что-то разрешается, что-то запрещается, и ребенок учится в этом жить. Особенно ярко воспитательный момент проявляется во время гастролей, когда юные артисты должны быть полностью самостоятельными и ответственными.

Секреты мастерства

Мало научить ребенка петь, попадая в ноты. Нужно объяснить, как правильно дышать, поработать над артикуляционным аппаратом, объяснить, как красиво перейти из одного регистра в другой. А как же все это донести до 4–5-летнего крохи? У каждого педагога свои подходы.

— Если мне нужно добиться металлического окраса в голосе, то предлагаю представить острый гвоздик или что-то железное. Если нужно мягкости, то мы дружно гладим пушистую игрушку. Детское воображение во много раз лучше, чем взрослое. И на уровне тактильного осязания ребята прекрасно понимают, чего я от них хочу. Ну и, конечно, любовь. Детей не обманешь фальшивой улыбкой, — делится секретами мастерства Фигаровская.

Когда дети попадают в руки педагога, то все они приблизительно одинаковые. Но в процессе занятий становится видно, у кого трудолюбия побольше, у кого — таланта. У кого эти качества развиты в равной степени, тот выбивается в звезды.

— Главная победа для меня, когда ребенок, который большую часть времени «гудел», как паровозик, вдруг начинает петь, — признается Светлана Владимировна. — Когда его желание и каждодневный упорный труд дают свои результаты. Таких примеров немало, хотя с годами дети меняются. Родители стараются загрузить их по максимуму, что сказывается на восприятии информации. Пропадает настойчивость и стремление двигаться вперед. Когда вижу явный перебор, советую остановиться и дать возможность любимому чаду сделать собственный выбор. Одарен каждый ребенок, нужно только понять, в чем именно.



Наша справка
Студия эстрадного вокала «Лель» создана в Пензе в 1997 году. Объединяет в себе несколько шоу-групп — «Апельсин», «Тип-топ», «Пижоны» и «Шестой элемент».

Вокалисты студии — многократные лауреаты различных конкурсов, четырехкратные участники детского «Евровидения».  Некоторые из них продолжили обучение, выбрав творческую профессию, другие успешно работают в российских эстрадных коллективах.

Цифры
128 организаций допобразования работали с детьми и подростками в 2016–2017 учебном году.
Направления:
30% организаций — художественной направленности;
36% — физкультурно-спортивной;
13% — социально-педагогической;
10% — технической;
4% — туристско-краеведческой;
7% — естественно-научной.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке