Родственникам пензячки пришла похоронка, а дочь вернулась живой

Родственникам пензячки пришла похоронка, а дочь вернулась живой

В свои 98 лет она не утратила оптимизма. Пройдя войну, радуется каждому мирному дню
Клирики и прихожане Никольской церкви, что в микрорайоне Терновка, об этой маленькой жизнерадостной старушке говорят: «Наша легенда». 

Татьяна Матвеевна Клушина — баба Таня, или мать Татиана, как зовет ее настоятель храма, — каждый день приходит на утреннее и вечернее богослужения. От дома до церкви — два километра, так она еще и во время службы ни на секунду не присядет. 

— Я сюда Богу молиться пришла или на лавочке сидеть? — обычно отвечает на предложения передохнуть. 

И стоит себе, маленькая, старенькая, но твердая, стена несокрушимая... 
Прихожане передают друг другу: мол, она ведь воевала и под бомбежками была — и то не испугалась. У нее и медаль есть — «За боевые заслуги»...

Действительно, совсем молоденькой девушкой она воевала в составе 220-й Оршанской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии, пекла хлеб под обстрелом и бомбежками, была награждена медалью «За боевые заслуги» и встретила Победу в поверженном Рейхстаге. 

«Кулацкое отродье»

Счастливое детство Танюши, четвертого ребенка в дружной семье Елены и Матвея Грачевых из села Шейно Пачелмского района, кончилось, когда отца вместе с семьей его родителей раскулачили и сослали за Урал. Елену с семью детьми местные власти в сентябре 1931 года выгнали из дома. 

— Никогда не забуду этого. Возвращаюсь из школы, а идти некуда. Конец сентября, холодно уже. Наш дом ломают, мама с моими братьями и сестрами у двора на лавочке в кучку сбились, — вспоминает Татьяна Матвеевна. 

Односельчане украдкой выглядывали в окна и никто не предложил помощь несчастной женщине. Боялись за себя... и только одна молодая женщина, у которой на краю Шейно был маленький домик, позвала к себе. 

Жили впроголодь, иногда на хлебе и воде, даже не на молоке, потому что корову забрали вместе со всем нажитым имуществом. 

— В школе меня, хотя я и хорошо училась, учительница постоянно звала «кулацким отродьем», — продолжает Татьяна Матвеевна. — Одноклассники дразнили. А какие мы кулаки? У нас даже наемных работников никогда не было, отец с братьями сами землю пахали. Папа, слава богу, вернулся из ссылки живым, но потерял здоровье. 

Горький хлеб войны

— Когда каждый день видишь смерть — перестаешь ее бояться. Сегодня тебя убьют, а завтра — меня, — рассуждает баба Таня. 

Ее, секретаря Шейнского сельсовета, призвали в армию в начале 1943-го как военнообязанную. После трехмесячного обучения в Сердобске на военного повара присвоили звание сержанта РККА и отправили на фронт.  Девушка стала работать в хлебопекарне 220-й стрелковой дивизии. 

Сначала ей, 19-летней, было очень страшно. Когда начинались артобстрелы и бомбежки, она в голос кричала. Но больше всего боялась, что снаряды угодят в огромное корыто с тестом, из которого она должна испечь 200 буханок хлеба на отделение — это ее боевая задача! 
Потом привыкла и, заслышав звуки орудий, уже не кричала, а просто падала на землю рядом с полевой кухней. 

— Лежу, уши ладонями закрою и молюсь — у нас семья верующая была, не перекрестив лба за стол не садились. 

Дни складывались в недели, недели — в месяцы, а 220-я дивизия вместе со своей 330-й полевой хлебопекарней продвигалась с боями на запад, к государственной границе СССР. 

Похоронка на… живую

При освобождении Польши от фашистов сержанта Грачеву тяжело ранило в голову осколком снаряда. Ее долго выхаживали в военном госпитале. Когда она наконец пришла в себя, отправила домой письмо с извинениями, что долго молчала. 

Полученный ответ поверг ее в изумление. «Доченька, родная наша, как хорошо, что ты жива, мы ведь тебя схоронили…» — писала мама. 

Как выяснилось, после тех страшных боев Таню по ошибке внесли в списки не раненых, а убитых и семья получила извещение о ее гибели. 

Вскоре сержанта Грачеву выписали, и она отправилась догонять свою дивизию в Германию. Известие о полной и безоговорочной капитуляции Германии застало ее в пригороде Берлина. 

— Конец войне! — разбудили Таню, прикорнувшую после смены, радостные крики однополчан, салютующих автоматными очередями. 

— А на Рейхстаге я так и не расписалась, — разводит она руками. — Хотела было, да постеснялась свою фамилию оставить. Зачем? 

Она проклинала войну, мечтала о доме и ничего своего не хотела оставлять в ненавистной Германии. Даже имени на камне. 


Старая дева

Таня вернулась в родное Шейно с наградами. Спустя какое-то время к ней начали засылать сватов, а она всем отказывала. Устроилась на работу в лесничество, была отличной портнихой и со временем стала, как бы сказали сейчас, независимой, отделилась от родителей, зажила в собственном домике. 

— И мне было хорошо одной! — вспоминает. — Не стремилась я замуж, все у меня складывалось как надо. На работе всегда была на хорошем счету, в выходные уезжала на богомолье в село Калиновка, где тогда была единственная на весь Пачелмский район церковь. 

Односельчане все чаще стали называть Татьяну старой девой, а в то время это было сродни унижению. Ей нашептывали, что, мол, негоже одной на старости лет оставаться, стакана воды подать некому будет. И, когда ей исполнилось 42, все-таки нашли жениха, односельчанина. Так она поменяла фамилию и стала Клушиной. В браке родились двое сыновей. Но счастья в семейной жизни Таня так и не обрела. 

Татьяна Матвеевна неохотно вспоминает о муже, но с радостью говорит о детях и внуках. И по-прежнему философски относится к вопросам жизни и смерти: 

— Я так долго живу на свете, что даже устала. Давным-давно умерли мои родители, братья и сестры, друзья и подруги — все, кто знал меня ребенком и молодой женщиной. Я скучаю по ним. 

Говорит, что ни о чем уже не мечтает — лишь бы все хорошо складывалось у детей и внуков, да Господь дал возможность еще ходить в храм. 

Но при этом прихожане Никольской церкви утверждают, что более жизнерадостного, открытого человека, чем баба Таня, им никогда не доводилось видеть. 

— Мать Татиана прожила долгую, многотрудную жизнь, но не потеряла здорового оптимизма, — отзывается о ней ее духовник, отец Александр Филиппов. — За 11 лет, что она ходит в наш храм, я ни разу не замечал в ней ни тени отчаяния, негодования, недовольства. Она, без преувеличения, является примером для всех нас. 

Сегодня и молодого-то человека не часто увидишь веселым — проблемы у нас! А Татьяна Матвеевна всегда весела и доброжелательна. То ли это талант от природы, то ли Божье благословение...

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER