Репетиторство в Пензе: сколько стоит хорошая оценка

Родители современных  учеников уверены: без дополнительных платных занятий детям не обойтись

Репетиторство в Пензе: сколько стоит хорошая оценка

Забираю ребенка из продленки. Пока дочь одевается, слышу разговор двух мам, которые ждут детей из «Школы раннего развития».

– Я свою к репетиторам по математике, по русскому и по английскому записала, – говорит одна.
– А я пока только по русскому – чтобы читать и писать научилась до школы. А то как в 1-й класс-то пойдет? – поддержала ее другая.

Учеба с пеленок

Честно говоря, была озадачена. Сама я  столкнулась с такой необходимостью, когда старшие дети учились в 8–9-м  классах: нужно было углубленно готовиться к ОГЭ. Но оказалось, что реалии с тех пор (а прошло-то всего пять-семь лет) поменялись.

Уже и в нашем родительском чате (3-й класс!) при обсуждении домашних заданий фигурирует фраза: «А мы с репетитором сделали по-другому».  
Почему  дополнительные платные занятия так прочно вошли в нашу жизнь? Действительно ли это необходимость?

Родители называют две  основные причины, по которым готовы отдавать дополнительные деньги за учебу ребенка: «догнать» школьную программу или подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ. Гораздо реже репетитор нужен, чтобы перейти в более сильную школу, к примеру Губернский лицей или лингвистическую гимназию. 

Набирает популярность и тренд по платной подготовке к школе. Оплачиваемые занятия для подготовишек есть при каждой школе, обходятся эти групповые уроки недорого. Но молодым  состоятельным мамам, не отягощенным работой, этого кажется мало. И они параллельно водят детей к репетиторам.

DSC_0164_Гришин.JPG

Такие платные дополнительные услуги, наверное, нужны больше родителям – для имиджа. Потом можно рассказывать, как много ты делаешь для ребенка, не жалея денег на его развитие.  

Не берусь судить, но прибегание к услугам репетитора перед первым  классом больше похоже на  завуалированное нежелание самостоятельно заниматься с сыном или дочкой.

Хотя есть и другой перекос – некоторые мамы готовы все сделать за своего ребенка. Они не только обувают-одевают чад до средней школы, но и уроки выполняют вместе. А часто – и вместо них. Естественно, ребенок идет по пути наименьшего сопротивления и просто переписывает домашние задания. Но в школе на контрольной работе мамы рядом нет. Итог – неудовлетворительная оценка.

Стоит ли в этом случае бежать к репетитору? Возможно, будет достаточно просто ослабить опеку и помочь ребенку стать более самостоятельным. Тогда и помощь сторонних платных специалистов не потребуется.

Химия стала любимой

photo-1549228581-cdbdb7430548.jpg

Но вернемся к тем, кто вынужден тратить деньги по объективным причинам. Бытует мнение, что репетитор нужен только ребенку, который плохо учится. На самом деле нет.

Ирина  Новикова – студентка факультета физико-математических и естественных наук (по направлению подготовки «химия») пединститута ПГУ. Она не просто хорошо разбирается в любимом предмете. Девушка – призер многих олимпиад, в том числе международных.  А ведь в 7-м классе она старательно переписывала с доски формулы, но, когда дело доходило до решения задач с их использованием, впадала в ступор. 

Мама не могла понять, в чем дело. Пришлось записывать дочь на платные занятия. Педагог быстро вычислил: формулы в школе давали, а что означает каждый из компонентов – не объясняли! За короткий срок школьница не только усвоила текущую программу, но и шагнула вперед. А химия – предмет, которого она боялась, – стала любимой.

То есть платный педагог в данном случае заинтересовал и дал импульс к дальнейшим занятиям. 

Идите к психологу

photo-1607746882042-944635dfe10e.jpg

Но всегда ли виноваты сложная школьная программа и поверхностное освоение тем? Психолог Елена Конузова считает, что есть для этого и другие предпосылки, особенно в начальной школе.

– Мамы (а чаще всего именно они больше переживают за успехи детей в школе) считают, что двойки и тройки в дневнике из-за того, что педагог непонятно объясняет или программа непосильная, – говорит она. – Ну а как же тогда большая часть класса понимает то, что рассказывает учитель? 

По ее мнению, нужно обращать внимание и на проблемы самого ребенка. В первую очередь – гиперактивность. Таких детей в последнее время становится все больше. Характерная особенность таких ребят – синдром дефицита внимания. Им сложно просидеть спокойно даже несколько минут, а уж урок – вообще пытка.  Эти  дети постоянно отвлекаются, поэтому вникнуть в суть происходящего у доски не могут. 

«Успокаиваются» такие ученики ближе к подростковому возрасту. 

В этих случаях для улучшения успеваемости идти нужно не к репетитору, а, скорее, к неврологу или психологу. Хотя индивидуальные занятия, когда педагог сосредоточен на одном ученике, а не «распыляется»  на целый класс, тоже могут быть полезны.

Отставание от программы часто  следствие не самого благоприятного психологического климата: развелись родители, семья переехала, сменили школу… 

Есть и чисто медицинские проблемы. Например, ребенок из-за плохого зрения не видит с последней парты написанное на доске…

В таких случаях нужно сначала решить проблему, а уж потом видно будет, нужны ли дополнительные уроки.

Как экзамен одолеть?

photo-1602863134342-f10d12c3be4c.jpg

Но проблемы в среднем звене меркнут перед перспективой сдачи ОГЭ и ЕГЭ. С одной стороны, эта система дает выпускникам шанс поступить в престижные вузы, а с другой – расшатывает нервную систему. Ведь по большому счету это не углубленная проверка знаний, а умение поставить галочку рядом с правильным вариантом ответа. Не угадал – и ты в пролете.

В своих силах уверены немногие. Большинство обращаются к услугам репетиторов. Их ищут через знакомых, на кафедрах вузов, куда предположительно будет поступать выпускник, на сайтах объявлений. Хороших «разбирают» еще в конце учебного года, предшествующего тому, в котором понадобятся их услуги. 

Доходит до того, что некоторые родители сегодня даже берут кредит на оплату услуг репетиторов, ведь суммы приходится выкладывать приличные. 

Так ли нужны эти траты? Надежда Шалимова,  мама выпускника прошлого учебного года, считает, что они оправданны.

– Ваня занимался с репетиторами по математике и физике. Математику сдал лучше всех в классе, набрав более 80 баллов, – говорит она. – После экзаменов я спросила, сдал ли бы он их так же успешно, если опирался бы только на школьные знания. Он ответил: «Нет».  Сказал, что при решении вариантов  ЕГЭ (а это основной вид работы у репетиторов) встречается много заданий, базы для выполнения которых в школьной программе не заложено. Как выяснилось, некоторые темы изучаются на вторых-третьих курсах профильных вузов. 

шалимовы.jpg

Одним из самых популярных направлений, несмотря на ограничения на выезд в другие страны, был и остается английский язык. Ольга Виляева занимается с детьми более 10 лет. И считает, что начинать  дополнительные занятия, например, в восьмом классе поздно:
  
– Уроки английского языка  вводятся со второго класса, но программа настолько интенсивна, что справиться с ней, что называется, с ходу не каждому по силам. Поэтому лучше начинать занятия с первого года ребенка в школе.

Она полагает: если учитель в школе полностью выкладывается, а ребенок имеет склонности к языкам, можно обойтись и без репетиторов, но такое  встречается редко. Ведь преподаватель английского языка в школах – одна из самых дефицитных ставок.

А вот учитель математики Лидия Горячкина, у которой за плечами полвека работы в школе, не одобряет платные занятия. Она несколько лет занималась репетиторством, но, по ее признанию, чувствовала себя неловко, когда брала деньги, причем совсем небольшие.

– Да, программа, судя по заданиям ЕГЭ, стала сложнее, но и раньше было непросто. И все же мы, учителя, сами видели, какие проблемы у детей, и оставались с ним на дополнительные занятия. Или они просили объяснить непонятный материал, денег никто за это не брал. Теперь же получается, что в большинстве случаев все сложное и непонятное можно прояснить только платно. 

горячкина.JPG

Альтернатива

Есть ли возможность готовиться к экзаменам дополнительно, но не тратить космические суммы? Да, альтернативный вариант – онлайн-занятия. За подписку на учебный курс длительностью несколько месяцев придется заплатить от 3 тыс. до 7 тыс. рублей. 

Ну а уж если ребенок целе­устремленный и способный, он может добиться желаемого результата и сам.

Очевидно: институт репетиторства, который возник после введения ЕГЭ, – объективная данность. Есть спрос – есть и предложение. Но нет единого рецепта в вопросе дополнительной платной подготовки к ЕГЭ. Кто-то надеется на багаж знаний своего ребенка, а кто-то готов потратить любые деньги, лишь бы увеличить шансы выпускника при поступлении. В общем, каждый выбирает для себя.

Репетитор или платное поступление в вуз?

Деньги.JPG 

Посчитаем, сколько денег родителям приходится тратить на репетиторов. В настоящее время  час занятий в Пензе в среднем стоит 1000 рублей. По каждому из выбранных предметов нужно заниматься как минимум два раза в неделю. И таких предметов  – не менее двух. Предположим, что  подготовка начинается в 8-м классе: сначала к ОГЭ, а потом сразу к ЕГЭ. То есть в общей сложности – 4 года. Даже по этим скромным подсчетам выходит 768 тысяч. На эти деньги можно купить подержанную иномарку. Получается, в год на репетиторов у семьи уходит 192 тыс. рублей. Этого с лихвой хватит, чтобы полностью оплатить ребенку год учебы на коммерческой основе в любом пензенском вузе. Для столичных альма-матер, правда, нужны куда большие суммы. Но ведь и не все нацелены на Москву или Питер…

Средняя стоимость услуг репетиторов в Пензе (руб./час):

2016 год – от 300 до 1000
2020 год – от 500 до 1500
2023 год – от 700 до 2000

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER