Шлагбаум для гастарбайтера

Шлагбаум для гастарбайтера

Пензенские строительные фирмы не находят вакансий для местных специалистов, предпочитая дешевую, малоквалифицированную рабочую силу из ближнего зарубежья.

В актовом здании архитектурно-строительного колледжа прошло совещание, на котором главным вопросом было привлечение кадров рабочих профессий в строительную отрасль Пензенской области.

Собравшиеся разделились на две группы: чиновники и руководители ведомств говорили о необходимости вернуть высококвалифицированных специалистов из столицы и районов Крайнего Севера,  а директора предприятий пытались объяснить, почему они это сделать не могут.
Впрочем, объяснения были довольно невнятными и напоминали плач Ярославны на тему: наши специалисты нынче дороги.

Зачем нужен черенок от лопаты
Как строят гастарбайтеры, никому объяснять не надо. Чабан, взяв в руки мастерок, в лучшем случае построит овчарню, да и та через год развалится. Как говорится, верблюд, изображающий коня, все равно изобразит его горбатым.

По словам заместителя председателя правительства Пензенской области Александра Гришаева, в этом году вопрос возвращения на стройплощадки губернии квалифицированных кадров становится вопросом номер один.

Нам предстоит освоить 8 миллиардов рублей, построив и сдав в эксплуатацию 800 тысяч квадратных метров жилья. Вряд ли это смогут сделать гастарбайтеры,  многим из которых, как говорит Александр Георгиевич, «за их работу надо руки оторвать». Рассказ высокопоставленного чиновника о том, как он гонял одного такого горе-строителя черенком от лопаты, вызвал смех в зале, но, по большому счету, ничего смешного в этом нет. Плакать надо!

Вот, например, в Нижнем Ломове строят дом для врачей. Так всю кирпичную кладку первого этажа пришлось в итоге разобрать и начать все заново! Или вот еще факт: на строительстве спортивно-зрелищного комплекса «Дизель-Арена» сменилось полторы тысячи бетонщиков!

Из личного опыта
Понятно, что работа «иностранных» мастеров в несколько раз дешевле местных профессионалов. И строительные фирмы зачастую волнует только собственная прибыль, а не качество выполненных работ.

Никогда не забуду, как в нашем доме делали капитальный ремонт. Менять коммуникации пригласили бригаду студентов-первокурсников (!), приехавших в наш город  из Узбекистана получать высшее образование. Но не строительное. Бригадиром у них был… юрист.

После замены труб на кухне я затопила соседей. Пришлось вызывать аварийку, чтобы перекрыть воду. Дозвониться ни до одного из членов бригады я не могла. У студентов-водопроводчиков  в этот день был зачет, и мобильники оказались отключенными. Весь день искала прораба, который меня клятвенно заверил, что виновники явятся к шести часам вечера. Студенты пришли в девять и объявили, мол, это я что-то не так подкрутила. Правда, потом выяснилось, что они забыли чего-то намотать.

На мою просьбу спуститься в подвал и проверить, не потекут ли трубы при сильном напоре, «мастера» ответили, что сделать этого не могут, потому что… «Махмуд барашка унес». Махмуд — это бригадир-юрист.

Пришлось опять звонить прорабу, и только после того, как он на языке, понятном всем российским гастарбайтерам, объяснил, что надо делать, воду мне дали.  

Как ноль превращается в тысячи
Из выступления начальника Управления по труду, занятости и трудовой миграции Елены Косниковой стало понятно, что у многих руководителей строительных организаций проблемы… с арифметикой.

При подготовке проведения областной ярмарки вакансий строительных специальностей выяснилась интересная вещь. 33 крупные строительные фирмы заявили, что вакансий у них нет. Но при этом подали заявку на квотирование почти 3 тысяч рабочих мест… для иностранцев. Получается, что для своих — ноль,  для гастарбайтеров — 3 тысячи. Некоторые выставили вакансии с зарплатой в 10 — 20 тысяч рублей. Согласитесь, для строительной отрасли это копейки.
— Не будете брать своих рабочих — забудьте о квоте, — заявила Елена Игоревна.

Поняв, что халява заканчивается, многие руководители приуныли и пообещали… подумать.
— Ну, и мы подумаем, — вмешался в разговор Александр Гришаев. — Подумаем, как принимать ваши объекты.
Тем не менее на областной ярмарке было выставлено более тысячи вакансий.   

Вопрос оказался риторическим
Но дать однозначный ответ на вопрос, как вернуть квалифицированных рабочих на стройки нашего региона, собравшиеся не смогли. Исполнительный директор  Союза пензенских строителей Виктор Галкин предложил вернуться к практике советских времен и давать специалистам либо квартиры по себестоимости, либо беспроцентные ссуды.

Я, обобщив свой негативный опыт общения со строителями, предложила  при заключении договоров предусматривать такие штрафные санкции за некачественную работу, чтобы руководителю было экономически выгоднее использовать труд профессионалов, нежели платить за брак гастарбайтеров.

Можно, к примеру, создать общественный совет строителей-пенсионеров и включить их в состав комиссии по приемке готовых объектов. Уж их-то не обманешь и не купишь!

Кстати, Александр Гришаев поднял на совещании еще одну интересную тему. Наши строители плачут, что у них нет работы, а в конкурсах участия не принимают. Все контракты на строительство наиболее значимых объектов в регионе  получают  иногородние мастера.
— Вы даже не подали ни одной заявки на строительство бассейна в Тамале стоимостью в 53 миллиона! — с горечью заметил Александр Георгиевич. И спросил: — Денег не надо или работать не хотите?  

Молчанье было ему ответом…

Приглашаем продолжить разговор на эту горячую тему специалистов, ветеранов отрасли, всех наших читателей. Вопросы для обсуждения: почему даже при дешевой рабочей силе квартиры стоят баснословные суммы; почему при дефиците жилья компании не увеличивают объемы  строительства и как вернуть домой своих специалистов и меньше использовать труд «варягов»?

Автор: Марина СЕРГЕЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное