Навстречу... 400-летию Пензы

Навстречу... 400-летию Пензы

Каким наш город будет через 50 лет — об этом надо думать уже сегодня. И люди думают!

Недавно в Интернете появился видеоролик под названием «Пенза–2015». Его авторы с помощью 3D-графики перенесли зрителей в обозримое будущее областного центра — на два года вперед.

Центральным объектом сюжета стала набережная реки Суры. Вокруг — сплошные высотки, по Суре плывут пароходы и скоростные катера, в небе летят дирижабли. У подвесного моста — смотровая площадка, с которой горожане и гости Пензы обозревают великолепный вид. Повсюду зелень. Автомобили движутся по двухъярусным мостам. Ни тебе светофоров, ни пробок и ни одного киоска с шаурмой.

Фантастика? Пока, да. Однако авторы ролика уверены, что при желании картинку можно оживить, а процесс благоустройства набережной ускорить. Художники-оптимисты не сомневаются, что их творчество увидит и оценит потенциальный инвестор. Пусть не через два года, а, допустим, через 50 – аккурат к 400-летию Пензы.
Директор кластера «КБР. Креативная экономика», преподаватель ПГУ Святослав Мурунов — человек, имеющий отношение к науке о развитии городов — урбанистике.

Как выяснилось, именно его фирма изготовила вышеописанный ролик по заказу правительства Пензенской области. Причем еще в далеком 2008 году. Поэтому именно с Муруновым мы решили пофантазировать о Пензе будущего.
— Ролик входил в пакет инвестиционных проектов, который мы разработали для презентации на форумах российского и международного уровня, — рассказал Святослав. — Он был не раз показан заинтересованным лицам, в том числе в Каннах на Международной инвестиционной выставке недвижимости MIPIM. А цифра «2015» в названии ролика указывает на то, что проект предполагалось реализовать к 2015 году. Однако не сложилось — инвесторы не нашлись, и недавно 3D-фильм был выложен в Интернет на всеобщее обозрение.

От Чаадаевки до Ломова
Корреспондент: Давай заглянем в 2063 год. Можно строить такие долгосрочные перспективы и представить, какой станет Пенза к этому времени? Когда я задаю подобный вопрос коллегам, меня убеждают, что все пойдет, как и во всей Европе. Кроме исламизации населения, безумного строительства строго по вертикали, глобальной автомобилизации и оттока «мозгов» в крупные города и за рубеж пензяки от будущего ничего не ждут.
Святослав Мурунов: Тогда начнем с небоскребов. Я уверен, что люди додумаются сохранить исторический центр. Он будет полностью пешеходным и без рекламных конструкций. Улицы Московская, Урицкого, Володарского и к ним примыкающие составят некое музейное кольцо старого города. Внутри него появится масса общественных пространств для отдыха и творчества. Технологии дойдут до того, что в воздухе будут постоянно меняться объемные картины из прошлого Пензы.

Район Западной Поляны мне видится гигантским образовательным кампусом. Здесь пусть будут небоскребы — но не для жилья, а для учебы. Плюс открытые многофункциональные спортивные сооружения, многоярусные велопарковки. С помощью магнитной или пневмодороги из университетского городка можно будет попасть в аэропорт, а также в подобные кампусы соседних регионов. Здесь же заработают сотни молодежных производственных компаний, которые при достижении определенного веса в бизнес-сообществе будут отпочковываться и уходить в свободное плавание.

Корр.: Допустим, что это время уже наступило. То есть опустим слово «будет». Говорим в настоящем времени.
С.М.: Хорошо. На остальной территории Пензы высотных зданий нет. Коттеджные поселки с домами-модулями раскинулись от сегодняшних границ Чаадаевки до Нижнего Ломова — вдоль трассы М5, которая к тому времени стала двухэтажной, с ограничением скорости 250 км в час. Наш город связан скоростными транспортными линиями как минимум с тремя центрами — Москвой, Самарой и Казанью. Леса и озера при этом сохранились. Жилые массивы интегрировались в них безболезненно для природы.

Что касается самих жилых новостроек, то будущее, по моему мнению, — за модульной архитектурой. Наши предки хотели жить в многоквартирных домах со всеми удобствами, мы сейчас мечтаем о загородном доме с приусадебным участком, а наши дети — об «умных» кубах, стоящих посреди чистого поля, которые они видели в фантастических фильмах и компьютерных играх. Это не только модульные дома, но и модули-огороды с автоматической системой сбора дождевой воды, освещением, обогревом и т.д. Человеку останется лишь бросить в землю семена, а через пару недель собрать урожай.

Корр.: И человек отправляется на Центральный рынок, возвышающийся непобедимым островом посреди города, продавать огурчики-помидорчики…
С.М.: Центральный рынок исчезнет как факт в ближайшие годы. Но небольшие рынки в Пензе сохранятся как некий анахронизм. Ведь люди, торгующие овощами и фруктами, выращенными на приусадебном участке, по большей части приходят на базар, чтобы пообщаться, а не чтобы заработать на жизнь. Так вот. Торговые центры ушли в небытие. В 2063 году мы видим расцвет интернет-торговли. У людей отпала надобность ходить в магазины за покупками.

Все оформляется онлайн по индивидуальным заказам, оплачивается по безналу, а доставляется по графику курьерами-роботами. Остались лишь мелкие торговые точки — сувенирные лавки и автоматы с мороженым и безалкогольными напитками – для туристов, поток которых возрос в десятки раз. У людей появилось больше свободного времени, рабочий день сократился до 4 часов, отпуск, наоборот, увеличился до 3 месяцев, и все путешествуют.

На прогулку под Сурой
Корр.: Предлагаю вернуться к транспорту. Пробки исчезли, и все ходят пешком. Иногда летают по воздуху…
С.М.: Пешком точно ходят. Но главное — количество личных автомобилей резко сократилось, поскольку люди озабочены экологией, а общественный транспорт стал более скоростным и комфортным. Велосипеды не исчезли, но изменились. На смену металлическим комплектующим пришел высокопрочный сверхлегкий пластик.

Появились всякого рода небольшие электромобили и машины, использующие биотопливо, а также солнечную энергию. Большинству дорог вставили «мозги», и магистрали самостоятельно регулируют движение. Изменились и Правила дорожного движения — стали лаконичными и меняющимися в зависимости от территории действия. В основном транспорт ходит автоматически, без водителей. Внутри города преобладают подвесные магистрали. Все грузовые перевозки и технические доставки при этом ушли под землю. Видеть это среди прочей красоты Пензе ни к чему — к такому решению пришли градостроители.

Расширилась зона пешеходных прогулок. Над Сурой и под ней построили множество стеклянных переходов. Реку к тому времени очистили, завели в ней много разной живности. Так что отправиться вечерком на прогулку под Сурой — обычное дело, как сейчас в кино сходить.

Корр.: Но промышленность-то наша никуда не делась? Дымят трубы. Сталевары льют сталь. Расцвет отверточного производства. Почти весь мелкий бизнес является дочерним производством гигантов китайской промышленности.
С.М.: Нет. Остался, допустим, велосипедный завод. А гигантские площади предприятиям уже не нужны. Литейные цеха исчезли как явление. Любую деталь уже сейчас можно сделать с помощью 3D-принтера, — а чего ждать через 50 лет? Сборку также довели до автоматики. На месте сегодняшних промзон возникли каскады творческих мастерских, центры искусств и развлечений.

Корр.: А вместе с этим, как следствие, исчезло привычное понятие «день-ночь». Город зажил круглосуточной жизнью.
С.М.: Да. Появились ночные офисы. Есть же люди, которым нравится работать ночью? Они так устроены, у них мозг кипит в темное время суток. Почему бы не предоставить им возможность трудиться в то время, когда для этого имеются все предпосылки?

Корр.: Изменились и сами пензенцы. Поумнели и возмужали.
С.М.: Уже сейчас мы наблюдаем тенденцию — молодые люди не уезжают тысячами в мегаполисы, как было в 90-е годы. Они стремятся понять, что за город им достался, и сделать жизнь в нем комфортней. Пословица «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше» устарела. Современный человек сам создает вокруг себя лучшие условия. Пенза-2063 стала городом, в котором дружно живет сеть сообществ.

Корр.: Да и зачем переезжать в Москву, если любимая и высокооплачиваемая работа — под боком? В столицу можно съездить на выходные — на выставку и балет. Благо, добираться, если на машине, всего три часа… А в скоростном пневмовагоне и вовсе полтора.

ПРОЕКТЫ
Существует проект Дворца бракосочетаний (на фото). Возвести его хотят в арбековском Парке Победы, на берегу озера.
Из описания: ЗАГС включает в себя парадный холл, проходящий через весь этаж, связующий между собой все помещения; комнаты жениха и невесты; два малых зала регистрации; два больших зала регистрации, смежено с каждым из них располагается комната поздравлений. Фасады здания дворца бракосочетания выполнены в современном лаконичном стиле, в сдержанно-строгой цветовой гамме.

На ул. Радужной (территория города Спутника) планируется строительство аквапарка общей площадью 8 тыс. кв.м.
Из описания: «Парк будет включать в себя детскую зону с интерактивным городком; четыре водные горки, включая две экстремальные; аттракцион «Аквалуп» (мертвая петля); волновой бассейн; «ленивую реку» с лагунами и уличным развлекательным бассейном».

Еще один проект, представленный на сайте, — ледовый дворец на 5,5 тыс. зрителей по ул. Стасова.
Из описания: «Ледовый дворец представляет собой многофункциональный спортивный комплекс с двумя универсальными залами катков — на 3600 и 1900 зрителей, предназначенный для проведения учебно-тренировочных занятий по хоккею с шайбой, фигурному катанию, шорт-треку, керлингу, проведения оздоровительных мероприятий с населением, массового катания, а также для проведения соревнований местного и республиканского масштаба по этим видам спорта».

Где-то близ Пензы появится футбольный стадион на 20 тыс. мест. Из описания: «Стадион предназначен для проведения матчей, сборов, тренировок по футболу с возможностью проведения спортивно-развлекательных и зрелищных мероприятий. По функциональному содержанию здание делится на шесть основных зон: игровую зону, зону игроков и судей, зону зрителей, VIP-зону, зону для представителей СМИ и гостиницу».

Автор: Беседовал Владислав БЕЛЯКОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER