Навигатор в ошейнике

Навигатор в ошейнике

Собаки-поводыри здорово выручают инвалидов по зрению. Правда, содержание умных псов — дело дорогое.

Большой пес мирно дремлет у печки, время от времени просыпаясь и вопросительно поглядывая карим глазом на хозяина: ну что, мол, не пора нам идти? Шоколадного цвета лабрадор по кличке Муссон — собака-поводырь. Он живет у инвалида первой  группы по зрению Александра Капралова уже семь лет.
— Муссон — мои глаза, — говорит Александр Николаевич. — Без него пришлось бы тяжко. Он меня и в аптеку, и в магазин, и на почту отведет. Раньше, когда мы с женой в Пензе жили, Муссон тридцать маршрутов знал. Здесь, в селе, ему полегче — работы раз в пять меньше.

Собак-поводырей в Пензенской области всего две: Муссон — у Александра Капралова в селе Полеологово Бессоновского района, а второй умный пес служит незрячему хозяину в Земетчинском районе.

А руки помнят…
Муссон не только умница, но и добрейшее существо — охотно дает себя погладить, подставляя свою большую голову под мою ладонь.  По словам Александра Николаевича, его предшественник, черный лабрадор Атос особым дружелюбием не отличался.
— Кроме меня, никого не признавал, близко не подпускал. С характером был.

Александр Капралов лишился зрения в 37 лет из-за прогрессирующей глаукомы. Однако он не отчаялся и не перестал работать: собирал велосипедные фары и сколачивал лотки для хлеба на производственном объединении общества слепых «Восход».
— Мои глаза уже не видели, но руки-то все помнили, — улыбается Александр Николаевич. — Я и сейчас спокойно могу себя обслужить, снег чищу, за скотиной ухаживаю, ведь у нас с женой есть какое-никакое хозяйство — коза, куры, кролики. Печку сам топлю. Гвоздь могу вбить, если надо.

Он уже и не помнит, кто первым подал идею обзавестись поводырем. Атос появился у Капраловых спустя восемь лет после того, как ослеп глава семейства. За лабрадором Александр Николаевич ( в сопровождении супруги)  отправился в город Купавну Московской области. Именно там находится Республиканская школа для восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников.

— Мы там жили около недели, привыкали с собакой друг к другу. Атосу было гораздо проще. Он уже был подготовлен к работе проводника, их там около двух лет натаскивают опытные инструкторы, целый полигон для этого приспособлен. Ну а мне пришлось учиться всему с нуля.  

Я сказал: «Нет»!
В Купавне Александр Николаевич узнал, что далеко не каждая собака может работать проводником. Наиболее подходящие для этого породы — лабрадоры, золотистые ретриверы и немецкие овчарки.

Когда Атоса привезли в Пензу, ему понадобилось несколько недель, чтобы запомнить самые важные для его хозяина короткие маршруты. А потом Капралов с помощью поводыря уже смог и на другой конец города спокойно добираться.  

Черный лабрадор прожил у Александра Николаевича восемь лет. Заболел тяжело, лечение не помогло, и собаку пришлось усыпить. Капралов долго переживал потерю четвероногого друга. Но обходиться без поводыря уже было сложно, и через некоторое время мужчина вновь отправился в Купавну.

Дружелюбного Муссона вся семья полюбила с первого взгляда. Жена Капралова, Татьяна Александровна, зовет лабрадора не иначе как сыночком.
По словам Александра Николаевича, Муссон всем хорош. Да вот беда, пес тоже оказался больным — весной и летом с ним случаются эпилептические припадки.
— Мне предложили усыпить Муссона и поменять его на здоровую собаку. Но я наотрез отказался. Привязался к нему очень. К тому же, приступы болезни случаются у пса не так часто — три-четыре раза в год. А в остальное время он так меня выручает, он умница…

Александр Николаевич погладил Муссона по голове и негромко отдал команду:
— Работать!
Лабрадор поднялся и встал рядом с хозяином, дав надеть на себя поводок и специальную шлейку. Выйдя на улицу, Александр Николаевич вновь командует:
— Магазин!
Это значит, пришла пора отправляться за покупками. Муссон хорошо знает дорогу, хозяина он не подведет.

Дело хлопотное
Сегодня в Пензенской области проживает около 12 тысяч слабовидящих и незрячих людей. Примерно 30 процентов из них являются инвалидами первой группы. Все они имеют право на бесплатное получение собак-поводырей.  Однако почему-то обзавестись четвероногим помощником люди не спешат.

По словам председателя пензенской областной организации Всероссийского общества слепых Виктора Курнаева, содержание большой собаки — дело хлопотное:
— Хотя сегодня государство выделяет хозяину на поводыря 17420 рублей в год, этих денег недостаточно. Несмотря на то, что собака предоставляется бесплатно, ее нужно полноценно кормить, своевременно делать прививки, лечить по необходимости. На один только сухой корм уходит около 24 тысяч рублей в год. При этом далеко не все незрячие люди имеют возможность работать и живут только на пенсию по инвалидности. До животных ли тут…

Однако, как показывает практика, на сегодняшний день в России для слепых нет лучшего средства реабилитации, чем специально подготовленная собака. Она и отведет человека по заданному маршруту, и подаст сигнал об опасности.
— Не так давно трагически погибла член нашей организации Наталья Акимова, — сообщает Виктор Федорович. — Ее около дома задавил мусоровоз. Несчастный случай: водитель не заметил женщину в зеркале заднего вида, а она не смогла на слух определить, с какой стороны на нее двигается автомобиль. Если бы в тот момент рядом с Натальей была собака-поводырь, беды бы не не случилось.

В Японии для реабилитации слепых создали поводырей — роботов.  В России сейчас внедряют навигаторы для слепых. Но ведь не каждый человек хорошо разбирается в цифровой технике. Специалисты считают, что людям, которые недавно потеряли зрение и только привыкают к новому восприятию мира, надежнее передвигаться с собакой.

А кроме того, никакой навигатор не заметит не заменит доброе и верное существо,  которое в резко сузившемся после болезни мире станет не только проводником, но и другом.

СПРАВКА
На бесплатное получение собаки-проводника могут рассчитывать инвалиды по зрению первой группы, то есть абсолютно слепые люди. Необходимость именно в таком специфическом средстве помощи должна быть прописана в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Если собака-проводник рекомендована, то незрячему человеку нужно обратиться с заявлением в органы социального страхования по месту жительства. Одновременно комиссия местного отделения Всероссийского общества слепых проверит жилищно-бытовые условия претендента —  есть ли возможность для надлежащего содержания животного. Все собственники жилья должны письменно подтвердить согласие на присутствие собаки в квартире или доме. И только после этого заявка отправляется в Республиканскую школу для восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников. Человеку только остается ждать, пока придет вызов в Купавну. Срок ожидания — от 6 месяцев до двух лет. Проезд в оба конца, а также проживание инвалида и его сопровождающего в школе оплачивается из федерального бюджета.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное