Как крылья ангелов

Как крылья ангелов

В сентябре в Пензе возобновляется серийный выпуск планеров

Если долго ехать на маршрутке № 10 на базу «О, РЭХТ», а потом пилить пешком по улице Перспективной, где нет ни тротуара, ни указателей,
ни прохожих, то рано или поздно попадешь на бывшую овощную базу. И увидишь прелестную картинку —
загорающих в пыли кверху брюхами счастливых дворняг. Еще пару метров на звук шлифовального механизма —
и вот они, пензенские планеры — белоснежные, словно крылья ангелов.

Как же так получилось, что единственное предприятие, которое выпускает в родной стране «самолеты без моторов» (оно называется «Авиастроитель»), существует именно в Пензе? И почему широкая публика о нем мало знает?

Пензяк московский
— Да я давно уже пензяк! — восклицает Владимир Федоров, главный конструктор предприятия «Авиастроитель». — Десять лет я по две недели живу в Москве, где у меня дом и семья, а по две — в любимой Пензе, где работаю.
Это он во всем «виноват».

До выхода на пенсию Федоров работал в самолетостроении. Между прочим, участвовал в разработке системы управления советского космического корабля «Буран», за что в составе коллектива получил Государственную премию УССР. А параллельно занимался в Московском планерном клубе. Там они с товарищами строили планеры и мото-планеры и втихомолку летали на них, хотя в советское время это было строжайше запрещено и их, бывало, тягали в КГБ.

А когда наступил рынок, Федоров рискнул производить одну из собственных разработок, имевшую успех на международном конкурсе. С ним рядом был сын Павел, его надежный помощник и партнер, также увлеченный планерами. Но поскольку в Москве за все дерут три шкуры, Владимир Егорович плавно перевел производство в наш город, ведь он дружил с пензяками, которых знал по клубу ДОСААФ (пензенский клуб, кстати, очень высоко котировался в СССР). Павел осел в Пензе, руководил производством, нашел здесь жену. Сейчас он в Германии, осваивает передовые технологии для последующего внедрения на пензенском предприятии.

До 2002 года «Авиастроитель» выпустил около 100 планеров. Большинство было продано за рубеж, в основном — в Америку.

Не до маленьких
То, что предприятие работало на экспорт, его руководству никогда не нравилось. Но россияне планеры не покупали — государство не давало формироваться отечественному рынку. А с 2002 года оно вообще перекрыло кислород, ужесточив правила торговли с иностранцами и введя лицензирование для авиапроизводителей.

Сама лицензия была не такая дорогая, но когда пензяки обратились за ней, то их отфутболили: мол, не до ваших малюток, у нас тут заводы-монстры в очереди сидят...

Серийное производство пензенских планеров было прекращено на целых десять лет.

Пришли иные времена
В годы безвременья занимались конструированием и выпуском опытных образцов новых моделей. И если дотянули до наших дней, то только благодаря Николаю Тугушеву — пензенскому бизнесмену, питавшему иррациональную при
вязанность к небу. В попытках привлечь внимание к пензенским планерам о них рассказывали даже первым лицам страны, на их защиту вставал губернатор Василий Бочкарев, их вывозили в Жуковский на авиационно-космический салон «МАКС»… Увы!

А потом в Пензе появился цивилизованный финансовый механизм для венчурных инвестиций — Пензенский региональный фонд поддержки инноваций. «Авиастроитель» получил солидный кредит на создание опытного образца и запуск малой промышленной серии ультралегкого планера весом 115 кг.

Причем делать планеры собираются для россиян. Говорят, потеплел законодательный климат.
С недавних пор на высоте до трех километров можно летать свободно, не спрашивая разрешения. А тут еще парапланеристы.

Дело в том, что когда учету и контролю подвергалось все, что летает, то дельта- и парапланеристы демонстративно отказались иметь номера, как на автомобилях, проходить регистрацию, техосмотры, получать и каждый год продлевать кучу документов, причем задорого и вдобавок не в своем городе, а где-нибудь за 500–800 км от него. Возник нешуточный конфликт. В результате министр транспорта РФ издал приказ «оставить в покое» летательные аппараты весом до 115 кг. Думал ли министр, что кто-то сумеет сделать планер такого невероятно малого веса. А наши сумели!

И все осветилось
— Это трудно описать словами, — говорит Федоров. И по интонации, близкой к былинному зачину, понимаю: сейчас откроется главная тайна…
— Самолетом планер поднимают на высоту, скажем, 800 метров и отпускают… Начинается свободное падение, вернее, скольжение по воздуху (в таком режиме можно пролететь около 30 км). Атмосфера, как суп в кастрюле, подогревается солнечными лучами. Надо найти место, где теплый пузырь воздуха поднимается вверх. Если попадаешь в центр этого потока, планер набирает высоту, скажем, до двух километров. А потом снова скользит по ниспадающей… Восторг! Но вот земля все ближе и ближе. И тогда приходит отчаяние: ну зачем ты бросил хороший поток, надо было повернуть туда, а не сюда… И когда стрелка прибора уже переползла за 400 метров и шансов вроде бы не осталось, ты снова находишь поток и взлетаешь… Сердце поет. Ты отдаешься на милость природы, испытываешь ни с чем не сравнимое упоение. Ты — часть этого мира… Ты — птица!

— А как долго можно летать? — робко спрашиваю я, боясь спугнуть то, что так редко слышишь в потоке всеобщего трындежа, — вдохновение.
— Километров 500 или больше.

— Владимир Егорович, а перед Днем авиации на аэродроме «Сосновка», когда была выставка авиационной техники, ваши коллеги, суровые пензенские мужики, так жаловались мне на вечные палки в колеса, прям
сердце рвали...
— Да они же просто молодые! — Владимир Егорович широко улыбается. — А я на свете живу давно. И вижу тенденцию. Россияне будут летать. И государство, и пензенское правительство предпринимают определенные шаги для этого.

Кстати, уже известна цена на сурские планеры, которые должны быть готовы к весне 2014 года, — максимум 18 тысяч евро. Это в два раза дешевле, чем стоимость планера зарубежного производства.

После рассказа о том, что можно стать птицей, впервые в жизни сожалею, что у меня никогда не будет 18 тысяч евро.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное