Горечь бессоновского лука
«Русский золотистый», обладавший особыми питательными свойствами, покупали многие страны мира, в частности США для своего военно-морского флота
«Бессоновка — родина лука» — стела с такой надписью возвышается на въезде в район со стороны областного центра. Кто впервые едет в наши края, порадуется, что попал в такое примечательное место, а кто знает ситуацию, вздохнет: мол, когда это было…
Лучок здесь действительно есть — его продают частные торговцы, выстраиваясь вдоль трассы. Но к знаменитому сорту, слава о котором когда-то гремела по стране, он уже не имеет ни малейшего отношения…
Рождение легенды
Кто и когда начал первым выращивать на бессоновской земле лук, доподлинно не известно.
Еще в 1870 году это пыталась выяснить газета «Пензенские губернские ведомости». Никто из опрошенных журналистом старожилов и понятия не имел, откуда пошел бессоновский лук. «И дед мой луком занимался, и прадед», — вот все, что говорили они.
Видимо, история культивирования лука началась одновременно с образованием Бессоновки в середине XVII века.
В то время здешние земли для укрепления южных рубежей страны заселили казаки. А лук всегда занимал значимое место в национальной казачьей кухне. И здешние пойменные земли реки Суры как нельзя лучше подходили для выращивания овощей.
В те времена спрос на лук был огромный (о картофеле тогда не слышали), и постепенно луководство стало основой экономики бессоновского поселения.
— Расположение населенного пункта на слиянии двух рек — Суры и Шелдаиса — обеспечивало не только хорошие урожаи, но еще и давало преимущества в торговле, — рассказывает директор районного краеведческого музея Нина Легошина. — На этой транспортной развязке частенько устраивались ярмарки и базары, куда за товаром съезжались купцы со всей России.
Надо ли удивляться, что лук здесь стали выращивать на продажу буквально в каждом бессоновском дворе, получая урожай по 80-90 центнеров с гектара. Даже жилье строили таким образом, чтобы оно подходило под хранение лука — дома были похожи на овощехранилища, почти не имели окон, чтобы сохранять полумрак и тепло.
Золотистое чудо
К XIX веку в Бессоновке был выведен уникальный сорт острого лука — «русский золотистый». Он был более горьким (острым), чем традиционные сорта, что очень ценилось, а луковица имела приплюснутую форму. К тому же он великолепно хранился, что важно во все времена.
Слава «горькой» продукции из Пензенской губернии гремела не только в России. С 1860 года ее начали экспортировать в Германию, Тунис, Францию, Алжир, Англию и другие страны. До начала Первой мировой войны по экспорту лука наша губерния занимала второе место после Курской.
Об объемах производства лука в то время говорит сводка пензенского уездного исправника за 1904 год: в этот год из Бессоновки вывезли 310 вагонов лука, добрая половина которых ушла за границу (а грузоподъемность двухосного вагона составляла тогда 35 тонн).
В те годы благодаря луку село было очень зажиточным. Трудолюбивые крестьяне объединялись в артели, тем самым помогая друг другу в производстве и постоянно увеличивая луковые плантации.
«Королева лука»
Второе дыхание луководство получило с приходом в район в 1929 году агронома Евдокии Лунь. Женщина была великолепным организатором и энтузиастом любимого дела.
В районе Лунь совершила настоящую революцию, убедив местных крестьян сеять лук не на грядках, как было принято, а в поле — как зерновые. При этом она предложила новые промышленные способы посева, обработки и уборки культуры.
Ей долго приходилось отстаивать свое мнение. Все изменилось, когда на пробном поле собрали урожай, который оказался в два раза выше обычного. С тех пор авторитет Лунь стал непререкаем, и ее прозвали «Королевой лука».
До войны неугомонный агроном-новатор повсеместно внедряла механизацию и пятипольный севооборот. Именно при ней впервые в губернии начали строить специализированные лукохранилища. Под ее умелым руководством бессоновские колхозы собирали до 300 центнеров лука с гектара.
Кстати, о новаторах. В Бессоновке их было немало. Один из них — механизатор Николай Кудряшов — в 1957 году сконструировал и изготовил несколько передовых по тем временам механизмов для облегчения ручного труда. Одна только созданная им сеялка заменяла тяжелый труд 130 колхозников!
В советское время в районе луководством занималось восемь хозяйств. Луком засевалось более 2 тысяч гектаров, с которых собиралось 20-30 тысяч тонн лука. Так продолжалось до нового века.
Луковое горе
Рыночные отношения поставили крест на славных традициях бессоновского луководства. Последним хозяйством, где выращивали горькую культуру, было МУП «Вазерское». Но и там несколько лет назад от нее отказались.
— Невыгодно, — вздыхает бывший руководитель хозяйства Валентина Сочнева. — Слишком большие затраты.
Действительно, лук мало вырастить. Куда сложнее его выгодно реализовать. В сезон он стоит копейки, а для хранения требуются большие энергозатраты. Оптовикам выгоднее завозить лук из южных регионов.
— В прошлом году мы заложили на хранение 250 тонн, — рассказывает директор бессоновской заготовительной компании «Партнер» Сергей Мещеряков. — Почти весь лук был привезен из Волгоградской области.
По его словам, южные производители готовы отдать лук в два раза дешевле, чем наши. Комментарии, как говорится, излишни…
Впрочем, луковое дело в Бессоновке пока живет. Эстафету подхватили частники, на подворьях которых выращивается около 14 тонн лука в год. Реализуется он в райцентре да на пензенских рынках.
Впрочем, это уже не тот крутобокий лучок, что был раньше. Настоящий «русский золотистый» сейчас трудно найти. Причина — смешение посевного материала.
Что же нужно для возрождения луководства в районе? Ясно, что на старой кобыле далеко не уедешь — нужны прогрессивные технологии. Бессоновка ждет инвестора, готового вдохнуть жизнь в традиционное дело.
Автор: Анатолий ВОЛОДИН
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Арина Родионовна от соцзащиты: история пензячки Елены Купцовой
В Пензенской области в рамках нацпроекта «Семья» появились первые социальные няни
В Пензе на улице Московской высадили более 200 саженцев деревьев и кустарников
Губернатор Олег Мельниченко держит вопрос озеленения на личном контроле
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 6 и 7 сентября 2025: «Альпака Фест» и спектакль о драконах
Публикуем самую интересную афишу
«Пензенская правда» получила 9 наград на фестивале «А мы из Пензы 2025»
Два сотрудника нашего издательского центра удостоились почетных званий, а директор холдинга – БлагодарностиВ Доме офицеров показали выставку памяти пензенского фотографа Владимира Гришина
Какие достопримечательности и события влекут туристов в Пензенскую область
Кинокомиссия Санкт-Петербурга поделится опытом с пензенскими коллегами
В ПФО стартует голосование за лучшую работу фестиваля уличного искусства «ФормАРТ»

Вадим Супиков: Участие работодателей в организации обучения и практики повысит квалификацию выпускников колледжей
Спикер регионального парламента обратил внимание на важные поправки, принятые Госдумой РФ в июле 2025-го
Сбер и «Дамате» запустили первое в России товарное РЕПО на фуражную пшеницу
Этот инструмент монетизирует складские запасы
Александр Ведяхин: юбилейная X конференция AI Journey пройдёт в Москве с 19 по 21 ноября
Конференция объединит традиционные выступления международных AI-экспертов и новые интерактивные форматыСбер и «РКС-Холдинг» договорились о партнёрстве в сфере ЖКХ
Объемы оплаты по биометрии в Сбербанке с начала года выросли в два раза
Александр Ведяхин: Наша цель — достичь 100 млрд долларов товарооборота между Россией и Индией
Сбер разработал ИИ-решение для оптимизации лекарственного обеспечения для онкоцентров