До 16 и... старше

До 16 и... старше

1 сентября  началась  «моральная» эра  на ТВ.

Ваши дети еще смотрят «Ну, погоди?». Сопереживания зайцу и волку, похоже, скоро будут доступны только тем, кому уже исполнилось 18. Причиной тому изменения, которые каждый из нас увидел воочию уже в субботу на всех телеэкранах страны. Но обо всем по порядку.

Знаки на экране
Суть изменений в следующем. Минкомсвязи разработало требования к знаку информационной продукции, который отражает содержание в телепрограмме или телепередаче информации, способной причинить вред здоровью и нравственному развитию детей. Этого требует Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Итак, специальный знак, предупреждающий о неподходящем для детей содержании, появляется в начале телепередачи или фильма и после прерывания рекламой или другой информацией. Он  присутствует на экране не менее восьми секунд. Видимо, этого времени как раз достаточно, чтобы родители определились, отправлять детей в другую комнату или оставить у экрана.

Правда, вопрос этот спорный. Исследования видного психофизиолога Владимира Пономаренко и его соавторов показали, что для того, чтобы заметить и осознать неожиданно появляющуюся зрительную информацию, требуется определенное время. Даже в том случае, если человек смотрит на то поле, где она представлена.

В частности, во время экспериментов фиксировалось время, которое было нужно людям, чтобы увидеть и оценить новую значимую информацию, предъявляемую без предупреждения в поле зрения испытуемого. Это время оказалось равным 20 — 80 секундам, то есть в 2,5 — 10 раз больше того времени, за которое маме или папе предлагается увидеть и понять, что передача не предназначена для их ребенка.

«6+»
Вся телепродукция теперь имеет  несколько степеней ограничения, соответствующих возрасту детей: телепрограммы, не подходящие для детей младше 6 лет, младше 12 лет, младше 16 лет, младше 18 лет. Эти градации обозначены специальными знаками. Передачи, которые нельзя смотреть детям младше 6 лет, обозначаются  «6+».

Те программы, которые не подходят детям младше 12 лет и 16 лет, обозначают символами «12+» и «16+» соответственно. Та телепродукция, которая предназначена исключительно для взрослых, обозначается «18+».
Маскировать его за титрами, логотипами и прочими надписями на экране запрещено.
Вот так фокус!

Как и во всех правилах, в новых требованиях есть исключения. Передачи, идущие в прямом эфире, можно транслировать без знака ограничений для просмотра детьми. Хочется посмотреть на человека, который  додумался до этого. Ведь именно прямой эфир и имеет чаще всего самое недетское содержание. Смотрите, ребятишки!

Зато «Ну, погоди!» присвоена категория 18+. В частности, компания ВГТРК приняла решение с нового учебного года показывать «Ну, погоди!» только после 11 вечера. Причиной тому — курящий волк.

Конечно, можно вспомнить опыт прошлых лет и повырезать все сцены с курением сигареты и распиванием сидра. С этим мультиком такой номер пройдет. А как быть с  «Капитаном Врунгелем»? Трубку неунывающий капитан вообще не выпускает изо рта. Как, впрочем, и любимый многими киногерой — Шерлок Холмс. Который, к слову, в финале каждой серии попивает с доктором Ватсоном бренди. Да мало ли «провоцирующих» эпизодов в знакомых и почитаемых советских, да и современных фильмах!

Почитаем программу
Я внимательно изучила предлагаемые к просмотру 1 и 2 сентября фильмы и передачи. Обнаружила много интересного.

Сетка канала «Культура» построена в полном соответствии с новыми веяниями. Практически соответствует им  Первый  канал. Ограничения, причем только для тех, кому меньше 18, коснулись лишь двух-трех фильмов, идущих глубоко за полночь, и  шоу Андрея Малахова. А фильм «Война и мир» получил маркировку «16+».

Компанию ему составила лента «Непобедимый». Но музыкальный фестиваль «Голосящий КиВиН» под возрастной запрет не попал. Хотя КВН в последние годы грешит шутками «ниже пояса».

Но самое интересное: концерт «Звезды шансона в Кремле» рекомендован детям… с 6 лет!

Работа над ошибками
Не буду спорить: нововведение полезное. Но доводить ситуацию до абсурда тоже ни к чему. Мы же смотрели и «Ну, погоди!», и «Врунгеля», и «Семнадцать мгновений весны», но не начали из-за этого курить. Лучше бы реклама алкоголя исчезла с ТВ.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павел Прохоренков, телеведущий канала «Экспресс», председатель пензенского отделения Союза журналистов:
— На мой взгляд, закон не совсем продуман. Например, на разных каналах телевизионные передачи одной и той же тематики могут быть отмечены разными ограничительными маркировками. Единой системы, которая определяла бы эти критерии, не существует.
Возможно и то, что подобные маркировки, наоборот, вызовут повышенный интерес у ребенка. И получится как в том выражении: «благими намерениями вымощена дорога в ад».  

Оградить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, можно было попытаться и  техническим способом. Есть же безопасный Интернет, когда  у ребенка просто нет доступа к сомнительным сайтам.

Добавлю, что тем родителям, которые интересуются жизнью своих детей, следят за тем, какие программы и мультики они смотрят, никакие возрастные маркировки вообще не нужны.

Автор: фото Владимира ГРИШИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER