День без зависимости: психолог Домнин рассказал, как победить пагубные привычки

Может ли человек выбраться из ада, в который превратили его жизнь наркотики? Такие примеры есть. Но путь к нормальной жизни удается пройти единицам…

День без зависимости: психолог Домнин рассказал, как победить пагубные привычки

Психолог центра социальной адаптации Дмитрий Домнин сам преодолел один из видов зависимости и теперь помогает справиться другим. 

Жизнь под откос в… 13 лет

Ирине – 23. Она наркоманка. Девушка сидит напротив меня и тихим голосом рассказывает свою историю. Собеседнице удалось завязать. Никто не знает надолго ли, даже она сама. Но и ей, и мне хочется надеяться на чудо.

Запретный плод Ирина попробовала в 13. Тогда она вела жизнь, которая  окружающим казалась нормальной. Ходила в школу, гуляла с подругами. Никто не мог предположить, что порой подросток ворует у родителей деньги. Или выпрашивает, обманывая, что надо купить кому-то подарок. На самом деле школьница покупала алкоголь, а иногда – наркотики. Впервые туманящее разум растительное вещество ей предложила попробовать старшая сестра, которая уже имела такой опыт. Это было только начало.

Через несколько лет зависимость накрыла Ирину с головой. Ее жизнь превратилась в гонку за очередной дозой. Паранойя, галлюцинации, бессонные ночи.

Ирина просит:

– Напишите, чтобы люди ничего «такого» не пробовали. Никогда! Эйфория быстротечна, а цена, которую приходится за нее платить, слишком высока.

VYykuq86zCKfi9QJE2xz5oz4F0NNVkRcjK_NaUbQs5kCbM09GPP-kXKTXnU2MIxnw6wje9Ap_7_ZbIjt55YPgxv-.jpg
На грани отчаяния, погруженная в мысли о никчемности жизни, девушка обратилась в реабилитационный центр.

Дмитрий Домнин помог ей увидеть себя со стороны, найти новые смыслы, понять свои страхи и начать строить будущее. Ирина пробует начать жизнь с чистого листа. 

Личным примером

Дмитрий – клинический психолог, живет в Заречном. Последние пять лет работает с людьми, страдающими различными зависимостями. Не только проводит индивидуальные и групповые консультации, но и организует спортивные, развлекательные мероприятия.

Когда-то он сам был рабом пагубной страсти.

– В подростковом возрасте попал в компанию, где употребляли алкоголь, и сам стал пить, – рассказывает Домнин. – Даже служба в армии не помогла мне справиться с этой проблемой. Только после реа­билитации по программе «12 шагов» я стал вести трезвый образ жизни. И понял, что хочу помогать другим.

Дмитрий три дня в неделю работает в реабилитационном центре, в остальное время – с теми, кто вышел за его стены.

За здоровый образ жизни он не просто агитирует, а сам его ведет.

IMG_8425.jpg
– Лекции не помогут. Люди поверят тебе, только если ты сам практикуешь то, о чем говоришь, – убежден психолог. 

Остановись! Или умрешь…

Центр реабилитации чем-то похож на санаторий. Есть озеро, футбольное поле, спортзал, сауна, даже бассейн. Дмитрий объясняет, что создание таких условий – важная часть процесса выздоровления. Зависимость и так ограничивает человека, загоняет в рамки, поэтому людям, которые от нее стремятся избавиться, хочется приобщиться к нормальной жизни.

Не надо думать, что зависимость может возникнуть только у асоциальных личностей. Дмитрий видел, как она ломала спортсменов, бизнесменов – в общем, людей самых разных профессий. Вчера у тебя было все – деньги, успех… А сегодня не осталось ничего…
  
По словам Домнина, зависимость – это серьезное хроническое и неизлечимое заболевание, смертность от последствий которого катастрофически высока (97% – больше чем от рака). Поэтому лечение и реабилитация не просто борьба, это фактически борьба за жизнь. 

Цифры и судьбы

На данный момент реабилитацию в центре проходят 35 человек. За пять лет его работы около 30–38% пациентов смогли начать жизнь без «допинга».

tiiRCDTOnhKYldchiQuctz3Z9YsHPdwnG8uHAFu31GLoRdLEzZyoVYRPllIhlDmco_Da-xhOuxhbeUqhMdHr5_eQ.jpg
Дмитрий честно признает: гарантии абсолютной победы над зависимостью не существует.  Если из этих 35 станут «чистыми» 10, это уже победа.

Срывы, к сожалению, частое явление. У одних мотивация зашкаливает, они отчаянно хотят изменить жизнь. Другие приезжают в центр под давлением родственников, а сами ни к чему не стремятся. Многие даже не понимают: если оставить все как есть, то на будущем – крест. Наркоманы, как правило, живут одним днем. Тем ценнее каждая история со счастливым концом. 

Опасный возраст

В центре работают в основном с совершеннолетними людьми. Но самый опасный возраст – подростковый, 14–18 лет. Именно в это время риск возникновения зависимости особенно высок. 
Еще страшнее полинаркотизм – это когда  подросток начинает пробовать разные запрещенные вещества. Привыкание возникает стремительно.

Один из мифов – «с одного раза ничего не будет, просто попробую, а потом брошу». Потом следуют бесконечные отсрочки и оправдания – мозг лихорадочно ищет возможность получить новую порцию допинга.

Начинается поиск виноватых. Подросток может списывать все на недостаток внимания в семье, проявленную к нему несправедливость… Так он отгораживается от ответственности за свои поступки. 
Миф о «легких» растительных наркотиках тоже очень распространен. Подростки думают, что они безопасны, ведь подобные вещества разрешены в других странах. Но их использование часто становится трамплином к более тяжелым наркотикам, внутривенному употреблению зелья.

IMG_8403s.jpg
Тревожным сигналом для родителей должны стать резкие перемены в поведении ребенка. Если он стал замкнутым, скрытным, агрессивным, забросил учебу, пренебрегает внешним видом,  врет, это повод присмотреться к нему повнимательнее. Появились малейшие подозрения – надо обращаться за помощью к специалистам: психологам, наркологам.  
Увы, сегодня доступ  к запрещенным вещам слишком прост. Даже для подростка. Реклама наркотиков появляется на стенах многоэтажек, способы приобретения легко найти в интернете. А «закладки» и оплата онлайн упрощают задачу дилерам. 

«Синтетические» люди 

– Представление о том, что наркоман – это тот, кто «сидит на игле», уже устарело, – говорит психолог. – Наиболее распространены в подростковой среде синтетические вещества, созданные в лабораториях, с мощным стимулирующим эффектом. Они очень опасны, хоть и не вводятя внутривенно.

На начальном этапе определить, что человек употреб­лял «синтетику» сложно. Даже зрачки могут оставаться обычного размера. Только внезапная смена настроения может насторожить. 
Но зависимость формируется молниеносно, и вот уже программа по самоуничтожению запущена. Наркоман может не есть и не спать несколько суток, стимулируя организм веществами. Это приводит к огромной нагрузке на сердечно-сосудистую систему, интоксикации, срывам психики. Без посторонней помощи тут уже не справиться.

70% пациентов реабилитационного центра – именно с «синтетической» зависимостью. Их возраст – от 18 до 35 лет. А ведь это самый расцвет жизни!

– Одной из моих пациенток была 16-летняя девушка, – рассказывает Домнин. –  Воспитанная в строгой семье, она нашла мнимую свободу в компании, где употребляли наркотики. Желание казаться взрослой, быть «принятой» пересилило инстинкт самосохранения. Родители обратились за помощью, мама тоже проходила терапию (от созависимости). Насколько я знаю, около года девушка оставалась «чистой», но сейчас связи с ней нет.

tpeneJ9wBwIXJm8aDIfju985CVsw1WDCtnrIrPdRa2ovbzX7GzqZg7GGmDWmRtVOsvNrtGjaLRZBsxnTPDJIgodR.jpg
Работа с подростками невозможна без участия семьи, и она сложнее, потому что психика у детей менее устойчивая, чем  у взрослых, да еще гормональные всплески добавляют проблем.  

Выжившие

Отдушина в работе психолога-реабилитолога – мотивирующие истории тех, кто нашел дорогу к свету: людей, которые смогли побороть зависимость, работают, создали семьи.  
У Андрея за плечами 28 лет «стажа» употребления наркотиков.

– Никто меня специально не подсаживал на них. Мой первый опыт пришелся на перестройку, период социальной нестабильности и неопределенности, когда многие молодые люди теряли жизненные ориентиры, – рассказывает он. – В 16 лет я нашел «убежище» в субкультуре, где употребление наркотиков воспринималось как норма.

Став студентом, Андрей перешел на тяжелые наркотики. Хотел ли бросить? В то время еще нет. Ждал «озарения», которое бы помогло ему остановиться. Итог – подорванное здоровье (гепатит), проблемы на работе. У него была и семья, но зависимость разрушила отношения.

Однако чудо случилось. После стольких лет наркотического ада Андрей нашел в себе силы остановиться. Методы реа­билитации, которые использовал Дмитрий Домнин, для Андрея оказались рабочими.

Каким бы парадоксальным это ни казалось, но наркоманы и алкоголики часто оказываются очень талантливыми и упорными людьми. И силы, которые они раньше тратили на поиск дозы или бутылки, порой позволяют им в другой, трезвой жизни добиваться успеха.

cz7qPpgHx6sveUZbxUROReX-A1BotqO57skQ9-irJWOKl6uZeutPCQ8mvdKC7ObZdVTjdSy8e9k8zL3mZVt1xGGH (2).jpg
Но этот шанс есть не у каждого. Зависимость может оказаться сильнее. И вслед за Ириной, первой героиней материала, хочется повторить:

– Не пробуйте! Никогда!

Советы психолога


Близкие люди часто страдают от созависимости. Их жизнь, хоть они не употребляют наркотиков и алкоголя, тоже летит под откос. Работа с ними обычно начинается раньше, чем лечение самого пациента. Поэтому крайне важно:
  • признать наличие проблемы: у близкого человека не минутная слабость, он серьезно болен и должен сам это осознать;  
  • обратиться за профессиональной помощью к психотерапевту или консультанту по созависимости, самостоятельно справиться очень  сложно;
  • строго следовать рекомендациям специалистов: от этого может зависеть не только выход из личного кризиса, но даже успех лечения близкого человека;
  • разнообразить свою жизнь: найти новые хобби, увлечения, заняться собой – важны новые, позитивные впечатления; 
  • изменить подход в выстраивании отношений с зависимым – важно проявлять любовь и заботу, но при этом надо установить четкие границы и не поддаваться манипуляциям: иногда отказ в помощи – единственный способ заставить алкоголика или наркомана осознать серьезность ситуации;
  • созависимый тоже имеет право на счастье; порой надо принять непростое решение и найти силы выйти из замк­нутого круга, чтобы спасти хотя бы одну жизнь – свою.


Автор: Анна КИТАЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER