Полтора века в пути: Железнодорожники Бирюковы отмечают профессиональный праздник
В кабине — с пяти лет
Среди тех, кто твердой рукой водил и водит локомотивы по железным дорогам страны, – представители династии Бирюковых из Пензы. Родоначальник – Владимир Иванович – провел в кабине машиниста 35 лет. Именно он стал примером для своих сыновей Ивана и Андрея и внуков Дмитрия и Алексея, когда перед ними встал вопрос выбора жизненного пути.— Да даже раньше! — говорит Иван. — Я в 1-м классе учился, когда стал ездить с отцом в рейсы. Конечно, меня не допускали к управлению, но я присматривался к работе отца и действиям помощника машиниста. Так что к моменту поступления в железнодорожный техникум я уже знал весь функционал помощника машиниста наизусть. А Дима вообще впервые в пять лет с дедом поехал.
Даже женщины в семье Бирюковых — железнодорожницы: супруга Владимира Ивановича 35 лет проработала дежурной по станции, жена Дмитрия уже 9 лет на таком же посту на станции Ардым.
Все члены династии получили практически одинаковое образование: техникум и Самарский железнодорожный институт. Высшего образования пока нет у Алексея, но никто не сомневается, что скоро будет.
Самостоятельность и ответственность — качества, которые передаются в семье из поколения в поколение. Надеяться на себя и не зависеть от родителей учил сыновей Владимир Иванович, тому же братья учат своих детей. Поэтому все блага жизни — квартиры, машины — каждым добыты самостоятельно.
На одном месте
Иван Владимирович Бирюков, который трудится в локомотивном депо Пенза III догнал отца: его стаж — 35 лет. Начинал помощником машиниста, потом стал машинистом. Несколько лет руководил локомотивным депо, водил пассажирские и грузовые составы. Сегодня его основная задача — транспортировка прибывших на станцию локомотивов в депо и подача их к сформированным составам.Нынешняя молодежь ищет разнообразия, часто меняет место работы.
— А вам не претит некое однообразие работы? — спрашиваю.
— Если бы условия работы, техника часто менялись, приходилось бы постоянно осваивать что-то новое, нарабатывать новую практику. А так — все доведено до автоматизма. И потом: это для меня однообразие, а когда молодежь приходит, для них это такое новое поприще, что они долго вникают, чтобы понимать, что к чему.
Со стороны кажется, что ничего особо сложного в работе машиниста нет. Но это только кажется. Да, в современных составах начинают внедрять автоматику в управлении, но в большинстве локомотивов вся ответственность за их движение лежит на машинисте.
— Это летчик поднялся на 10 тысяч метров, где на расстоянии сотни километров никого нет, и может доверить управление автопилоту, — объясняет Иван Бирюков, — а мы перемещаемся по оживленным стальным магистралям, где всегда нужно быть начеку. Самые опасные участки — на пересечении с переездами. Любители проскочить пытаются пронестись перед приближающимся составом, но не всегда успевают. А поезд — не машина! У него минимальный тормозной путь — 1 километр. Кстати, именно на такое расстояние просматриваются пути с переездов.
Не каждый выдержит
Машинистом может стать только человек с практически идеальным здоровьем.— Нас проверяют строже, чем пилотов, — говорят железнодорожники.
Но понимают, что так и должно быть. 12 часов в кабине, где температура может достигать 60 градусов, постоянная вибрация, плавающий график. Выдержать такой темп может только крепкий организм.
— Но тяжелый путь всегда компенсируется полноценным отдыхом, — признает Иван Бирюков. — На конечных точках маршрутов для машинистов оборудованы дома отдыха локомотивных бригад, в которых есть все необходимое для восстановления сил. Да и путевки получаем для поправки здоровья.
Что главное в профессии машиниста? Конечно, знания и опыт. Но и не только это.
— Важно, чтобы семья принимала твой ритм, — уверен Иван Владимирович.
Его семья однозначно принимает. Тем более что сын живет по такому же графику. Да и у супруги, которая работает медсестрой в детской больнице, график непростой.
Неоспоримые преимущества
Все причастные к железной дороге с некоторым снисхождением относятся к другим видам транспорта. Действительно, возможности несопоставимы.— К примеру, для того чтобы перевезти 1 миллион тонн груза КамАЗами с одного края страны на другой, понадобится не один месяц. А нам нужно всего 100 составов и 7 дней, – с гордостью говорит Иван Владимирович.
Да и устойчивость тяжелой техники гораздо выше.
— Нам даже ураган не страшен, — со знанием дела продолжает машинист, — конструкция путей и подвески локомотива полностью исключают возможность опрокидывания даже при сильных порывах.
Срок службы локомотивов — 30–50 лет. Так что Иван Бирюков застал два поколения техники. Сейчас старая постепенно уходит, а на ее место приходят тепловозы и электровозы, в кабине которых установлен климат-контроль, стало более комфортным место машиниста.
На ступень выше
Как и все старшие члены династии, сын Ивана Бирюкова, Дмитрий, имеет высшую квалификационную категорию.— Я всегда видел себя на железной дороге, — объясняет он. — В техникуме поставил себе планку: окончить с красным дипломом. Цели достиг.
Дмитрий не просто пошел по стопам отца, но и превзошел его. Если Иван Владимирович может на грузоперевозках управлять только электровозом, то сын — и электровозом, и тепловозом. Это уже следующая ступень мастерства.
— Мы гордимся сыном, — просто говорит Иван Владимирович, но этой фразой сказано все. И то, как рад, что Дмитрий выбрал фамильное дело, и то, что он вырос самостоятельным, и то, что растет профессионально.
К слову, у Дмитрия в отличие от других членов семьи в багаже опыта имеется еще и школа Детской железной дороги.
— Пропадал я там все свободное время, — вспоминает он, — там впервые оказался в кабине тепловоза. Это помогло во время учебы в техникуме.
Семейный праздник
Брат Ивана, Андрей, долгое время был машинистом, а теперь работает дежурным по депо Пенза I. Он отработал на железной дороге 28 лет. Самый младший в династии Бирюковых — Алексей, сын Андрея. Он пока не может похвастаться ни стажем, ни достижениями: только что пришел из армии и устраивается на работу на железную дорогу. А вот если сложить общий стаж всех родственников-коллег, то получится 151 год!В воскресенье все они отметят один их главных семейных праздников — День железнодорожника. Несмотря на сложность профессии, лучшей они не знают.
— Желаем всем здоровья и зеленого светофора! — обращаются к коллегам Бирюковы. — Зеленый светофор для железнодорожников — это как семь футов под килем для моряков. Если горит зеленый, значит, путь свободен. И на железной дороге, и в жизни. С праздником!
Автор: Екатерина РОГОЖКИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
«Бандеровцы думали, что я мертв»: пензенский студент выжил во время страшного боя
24-летний мужчина награжден орденом Мужества за самопожертвованиеНеприятный запах чуть не стал причиной убийства в Бековском районе
Пострадавший – инвалид-колясочникДве большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Он художник с большой буквы и педагог с большой буквыСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
В Спасске в детскую школу искусств завезли новое оборудование
Это стало возможно благодаря нацпроектуБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираГлавный тренер Альберт Логинов покинул ХК «Дизель» после громкого поражения
Также из команды ушли Сергей Душкин и Константин Турукин