Почему произвести много мяса и овощей не гарантия продовольственной безопасности

В последнее время население начинает больше употреблять дешевых продуктов

Почему произвести много мяса и овощей не гарантия продовольственной безопасности

Осенью 2021 года в Пензенской области было собрано более 2,37 млн тонн зерна, более 2,1 млн тонн сахарной свеклы и более 275 тыс. тонн кукурузы. По итогам 10 месяцев 2021 года, в хозяйствах региона произведено более 348 тыс. тонн мяса скота и птицы, а также 326,8 тыс. тонн молока. Цифры солидные.  

Если говорить в целом о стране, то доля отечественной продукции на внутреннем рынке достигла 80–90 процентов. Сработала программа по импортозамещению. По ряду показателей мы дошли до пороговых значений, заложенных в Доктрине продовольственной безопасности России.

О том, что такое доктрина, для чего она нужна и как будет развиваться сельское хозяйство, мы поговорили с доцентом кафедры «Цифровая экономика» института экономики и управления ПГУ Денисом Самыгиным.

Курятины хватит

– Денис Юрьевич, почему так много внимания сейчас уделяется продовольственной доктрине? 
– Доктрина – это документ, который определяет стратегические приоритеты в сфере продовольственной безопасности и ставит стратегические задачи в первую очередь перед сельским хозяйством. В нем прописана продуктовая линейка, по которой оцениваются продовольственная независимость страны, физическая и экономическая доступность качественной продукции.

– Когда принят этот важный документ?
– Это уже вторая доктрина, она утверждена Президентом в 2020 году. В новый документ вносило свои предложения и замечания множество экспертов. Одно из таких предложений, например, касалось того, что уровень производства и уровень потребления в расчете на душу населения должны согласовываться с рациональными нормами здорового питания человека. Но все равно документ еще не идеальный. В нем, например, продовольственная независимость по-прежнему оценивается как уровень самообеспеченности спроса. Но спрос может и уменьшаться, если цены на продукцию растут, а реальные доходы населения снижаются. Таким образом сложно будет обеспечить производство и тем более потребление на уровне рациональных норм и выше. Кроме того, нет разбивки по мясу, овощам и фруктам. Получается, можно выращивать и есть самые дешевые их виды: курицу, капусту, яблоки. 

– Денис Юрьевич, вы говорили о рациональных нормах потребления. Что это такое?
– Каждый человек для нормальной жизнедеятельности должен употреблять определенное количество тех или иных продуктов – мяса, рыбы, овощей, фруктов. Эти нормы показывают, к каким объемам и структуре производства мы должны стремиться.

Поддержка в интересах общества

– Денис Юрьевич, в своих научных изысканиях вы занимаетесь стратегическим планированием развития сельского хозяйства. Можете дать оценку состояния отрасли?
– За последние годы увеличились производство и экспорт по значимым видам продукции. В оборот снова вводятся земли сельхозназначения. Я связываю это с активизацией инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве, увеличением его господдержки. Многое делается, чтобы повысить инвестиционную привлекательность АПК в глазах коммерческих банков. Результаты, как говорится, видно невооруженным глазом. Но и этого пока мало. Считаю, что рост экспорта – это результат не только увеличения выпуска продукции, но и, повторюсь, снижения покупательной способности населения. И с этим явно надо что-то делать: возможно, вводить дополнительные меры поддержки в интересах не только бизнеса, но и общества. Это один из вариантов повысить экономическую доступность продукции и в очередной раз простимулировать отечественное производство. Известно, что последний год в Госдуме активно обсуждается возможность введения продовольственных сертификатов.



– Сейчас хорошо зарабатывают и инвестируют в территории в основном крупные холдинги. А какую роль играют фермерские хозяйства и мелкие ЛПХ?
– Их вклад в экономику на самом деле серьезный и не всегда измеряется только объемами производства. Во многих странах давно стремятся к тому, чтобы мелких фермеров было как можно больше. И на это есть объективные причины. Небольшие КФХ и ЛПХ – это в первую очередь люди, которые работают сами, которые обеспечивают работой родственников, соседей, односельчан. Те остаются в своем регионе, не уезжают в столицу на заработки. Кроме того, малые формы хозяйствования – это, как правило, более качественная и экологически чистая продукция.

Свои огурцы лучше

– А может быть, регионам пойти по пути самообеспечения? Выращивать на своих территориях все то, что нужно для жизни?
– Это не всегда правильно. Пензенская область эффективно выращивает зерно, сахарную свеклу, производит мясо, молоко. Но вряд ли у нас получится массово производить виноград или черешню. Выращивать клубнику на Крайнем Севере нецелесообразно. Есть, конечно, и такая практика, когда сельхозпроизводители Арктики пытаются производить там томаты. Себестоимость одного килограмма овоща очень высокая получается! Но, если посчитать затраты на доставку привозного овоща на вертолете, то, возможно, процесс и окажется выгодным. Наверное, все-таки надо учитывать природно-экономические условия и конкурентные преимущества регионов.

– Сегодня наша страна обеспечивает себя всем необходимым?
– Да, почти всеми основными продуктами. Пандемия наглядно продемонстрировала, что это очень важно. Когда стали нарушаться цепочки зарубежных поставок, некоторые наши соседи ощутили дефицит определенных продуктов. Мы же этого практически не почувствовали. 

Продукты есть — денег нет

– Нормативное количество продуктов Россия способна произвести. Но для простого потребителя этого мало! Не каждый может купить себе столько мяса или творога, сколько рекомендуют медики. 
– Достичь уровня рационального потребления по всем видам продукции нам пока не удается. Мы просто не можем себе позволить потреблять столько рыбы или говядины, сколько рекомендовано Минздравом. Реальные доходы упали, а, по данным Росстата, цены на продукты за последний год выросли на 10 процентов. Недавно на глаза попалась цифра, что в стране на 6 процентов увеличился объем продаж лапши быстрого приготовления. Население начинает больше употреблять дешевых продуктов.
Для обеспечения продовольственной безопасности в стране надо не только наращивать объемы производства продукции, но и повышать уровень жизни и доходов населения.

– Как думаете, что дальше будет происходить с ценами на продовольствие?
– Регулировать цены на продукты в рыночных условиях сложно. Директивно зафиксировать их – неправильный путь. С таким подходом мы вообще вернемся к системе госплана. Но государство в состоянии вести мониторинг цен и ограничивать те звенья цепи, которые присваивают себе большую часть прибыли. Можно, к примеру, субсидировать производителям недополученные доходы в обмен на снижение цен на важные виды продукции. Правда, здесь надо быть аккуратным, на этот счет есть определенные правила ВТО, которые мы обязались выполнять. Можно также, например, сдерживать торговые наценки, которые сегодня непомерно высоки. По моим наблюдениям, в росте цен играют роль не столько увеличивающиеся издержки производителей, сколько аппетиты посредников. 

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке