Почему пензенские сельхозпроизводители не рады крупной картошке

Почему пензенские сельхозпроизводители не рады крупной картошке

В этом году в нашем регионе хороший урожай второго хлеба. На некоторых полях клубни такие крупные, что из одного можно приготовить ужин. Но картофелеводов, выращивающих эту культуру в промышленных масштабах, такие гиганты не очень-то радуют.

Олег Мурзов — один из них. Его поля раскинулись у села Лемзяйка Пензенского района. В ООО «Вязовский» (предприятие назвали в память о существовавшем здесь когда-то совхозе) выращивают и пшеницу, и подсолнечник, и овощи, и картофель. Последний здесь сейчас и убирают. С площади 60 гектаров. 

Мы приехали в хозяйство, чтобы узнать, каков урожай одного из главных продуктов на столе каждого пензяка и каких ожидать цен. 

Картофельные стандарты

— Олег Владимирович, мне дачники показывали клубни весом около двух килограммов. Одного хватило на целую сковороду. А у вас такие гиганты есть? 

— Таких громадин нет, но картофель в этом году действительно очень крупный, — ответил он. — Но я бы не сказал, что это хорошо. 

— Почему?

— Товарный картофель должен быть среднего размера, довольно ровный — 50–60 миллиметров. Такой охотнее берут торговые сети. А сейчас в среднем около 80 миллиметров. Картофель крупнее, но клубней меньше. 

Мурзов в картофельном бизнесе не первый год, но в Лемзяйке новая для него территория. Предприятие ему досталось «с глубоким минусом». Понадобились электрификация, реконструкция хранилища, где не было даже нормальной системы вентиляции. Все только отлаживается, поэтому и с уборкой второго хлеба припозднились. Зато дело сразу настроили на современный лад. 


Техника против засухи

Большинство процессов здесь автоматизировано. Картофель копают не мужики с лопатами, а картофелеуборочные агрегаты. 

Вокруг, куда ни кинь взгляд, необъятное черное покрывало обработанного поля. Лишь кое-где буреют одиночные клубни. Современная яркая машина, которой управляет механизатор Сергей Пронькин, оживляет этот монотонный пейзаж.

Футуристичности ему придают железные трубчатые махины на заднем плане. Это австрийские поливальные установки последнего поколения. Они на колесах и могут перемещаться. Цена одной — 13 млн рублей.

— Стабильную урожайность невозможно получить без полива, — объясняет необходимость трат Мурзов. — В июне, когда земля в области изнывала от засухи, полив стал для тех, кто занимается этой культурой, настоящим спасением. 

Под правильным светом 

Сегодня, по предварительным расчетам, на предприятии урожайность около 520 центнеров с гектара. В среднем по области этот показатель вдвое меньше! В чем секрет? Олег Мурзов задумчиво качает головой, мол, вкратце и не расскажешь. 

Тонкостей очень много: технология подготовки почвы, селекционный семенной материал, подкормка, тот же полив… Чтобы урожай хорошо хранился, нужно выкопать его в определенные сроки — ни раньше, ни позже. 

В ангаре, где складируют и сортируют картофель, должен быть не обычный, а зеленый свет. Именно такой и сделали! Под обычной лампочкой клубни со временем могут позеленеть так, будто долго лежали на солнышке. 

По работе и зарплата 

Это мы выяснили, приехав с поля в картофелехранилище. Его емкость — 3 тысячи тонн. 
На сортировке заняты несколько женщин. Отборные клубни едут и едут по транспортеру. Работа монотонная, утомительная, несмотря на технический прогресс. Надо стоять у ленты и выбирать некондицию. Руками в толстых хлопковых перчатках очищать картофелины от налипшей влажной земли — нынешняя осень задождила не на шутку. 

Но у работниц вид хоть и усталый, но не хмурый. Зарплата в хозяйстве хорошая. По словам Мурзова, в сезон можно заработать до 30–40 тысяч рублей в месяц.

Где еще столько получают в селе? Наверное, на трудоустройство здесь очередь из местных... Нет. Оказалось, в Лемзяйке сложно найти рабочие руки. Население в основном пенсионного возраста. Молодые разъехались, населенный пункт потихоньку становится дачным. 

— Мы развешивали объявления в Засечном, Алферьевке, Усть-Узе, Никифоровке, — перечисляет Мурзов. — Но набрать людей на работу на земле, пусть даже и высокооплачиваемую, трудно. 

Большинство работников приезжают в хозяйство из Старой Каменки, что в 12 километрах от Лемзяйки. А вышеупомянутый Сергей Пронькин так вообще из Пензы.

По мнению Олега Мурзова, пусть работников будет меньше, но толковых, проверенных. 


Картошка есть. Картошку будут есть 

Самый главный вопрос: а как выгодно продать удачный урожай, когда у тебя много конкурентов? Олег Владимирович объяснил, что тон на картофельном рынке страны задают другие регионы — Нижегородская, Тульская и Брянская области. В одном только Арзамасском районе Нижегородского региона под картофель отводят около 6 тысяч гектаров. От этих гигантов и зависит во многом цена. Если у них есть излишки, их скидывают по 5 рублей за кило, вынуждая снижать цены и других участников этого бизнеса. 
А сейчас, к примеру, оптовая цена — 6–8 рублей. 

ООО «Вязовский» будет поставлять картофель в одну из пензенских торговых сетей, продавать крупным оптовикам. Переоборудованное хранилище позволит не торопиться и заключать сделки, когда сезонная дешевизна закончится. 

Олег Мурзов утверждает, что, несмотря на сложности, заниматься картофелем в Пензенской области выгодно — спрос на второй хлеб всегда хороший. А современные агротехнологии позволяют увеличить урожайность. Это демонстрируют региональные показатели нескольких последних лет. Правда, без серьезных вложений такие цифры, как в «Вязовском», практически недостижимы. Но здесь верят: все не зря, траты окупятся.

ЦЕНЫ
В сетевых магазинах Пензы цена картофеля составляет 12—13 рублей за килограмм. В некоторых устраивают сезонные акции, отпуская отборные клубни по 9 рублей за кило. 
На рынках «промышленный» картофель дороже — 14—15 рублей за кило. 
Бабушки продают клубни с дачи, оценивая их в 20—25 рублей за кило.

Автор: Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное