Человек, который не устает дарить надежду: Владимиру Бирюкову — 65
На его спектаклях выросло уже несколько поколений пензенских детей. За это время большая сцена в историческом здании сменилась малой — в неприспособленном помещении бывшего райкома КПСС и остается такой вот уже почти 30 лет. Из обещаний обеспечить театру достойные условия можно выстроить вавилонскую башню, но постановки по-прежнему играются в крохотном зале, билеты в который раскупаются задолго до спектакля.
«Кукольному дому» за эти годы рукоплескали по всей России и во многих залах за ее пределами. Но, несмотря на свою славу, театр не стал богаче и декорации к золотомасочному спектаклю «Попугай и веники» режиссер и актеры мастерили своими руками, потому что рабочие производственных цехов ушли из-за низкой зарплаты.

Меняются губернаторы, мэры, изменились политический строй и сама страна, но Бирюков, словно не замечая этого, остается верен себе и вопреки всему продолжает говорить о любви, добре, счастье и надежде.
«Надежда» и «любовь» едва ли не главные слова в его творчестве. Сам он не раз признавался, что давно уже практически не надеется на перемены к лучшему в отношении своего театра. Но продолжает дарить людям надежду на то, что все еще обязательно будет и хорошее, конечно же, с нами случится. Ни к кому, наверное, он не бывает так бережно нежен, как к своему зрителю. И потому у всех его спектаклей неизменно светлый финал.
Есть такое понятие — «гений места». Окутанное магией языческих времен, оно, благодаря Петру Вайлю, обрело в наши времена вторую жизнь. По Вайлю, гений места уже не божество, а живой человек, который вольно или невольно формирует духовную суть места, в котором живет.
Гений места — всегда для будущего и чаще всего вопреки настоящему. Гений места — это часто немного андерсеновская история про Гадкого утенка, где, даже если выросшему утенку рукоплещет весь мир, на родном птичьем дворе продолжают морщить нос и обиженно фыркать.

«Гадкий утенок», безусловно, один из лучших спектаклей Бирюкова, получивший на днях главную премию на V Большом детском фестивале в Москве. В Пензе это событие остается практически незамеченным.
Гений места — это всегда немного про одиночество. Не случайно «Гадкий утенок» Бирюкова начинается с гребенщиковской «Моей звезде не суждено».
Гений места — это про преданность и в конечном итоге все-таки про надежду. Надежду для людей, которые в этом месте живут. Ведь пока у места остается хоть один гений, не все еще потеряно.
От первого лица
«Это не власть в маршрутке хамит нам и наступает на ногу. Надо выходить из дома и улыбаться, а мы сжимаем кулаки и готовимся к войне. Мы теряем способность любить, потому что любовь — это безумное сверхусилие, которое надо совершать каждый день».(«Ангелы здесь не летают», «Пензенская правда», 2017 г.)
«На самом деле это очень страшно, когда человек не хочет поднять голову и увидеть небо, когда он не пытается реализовать максимум того, что может. Чтобы появлялось что-то настоящее, действительно новое, нужны постоянное преодоление, сверхусилие».
«Мне очень близка мысль Набокова о том, что искусство должно обладать двумя качествами — красотой и жалостью. Жалость в данном случае — это сочувствие, сопереживание персонажу. Поэтому любой нормальный театр берет за основу своих постановок проблемные, болевые какие-то точки. Человеку больно, и он рассказывает об этом.
Сказать, что человек сегодня идеален в своих вкусовых, потребительских, житейских проявлениях, значит, очень сильно слукавить. Театр должен говорить и об этом. Человек часто грешен, порочен, жесток, честолюбив и смертельно опасен. Поэтому возможность посмотреть на себя со стороны, словно в зеркало, очень важна. Настоящее искусство такую возможность дает. Оно и есть это зеркало. Но видим ли мы там себя такими, какими являемся на самом деле? Хотим ли это видеть? Способность разглядеть это и правильно воспринять — великий талант».
(«Мы живем надеждой на чудо, которое не происходит», «Пензенская правда», 26 мая 2015 г.).
(«Комсомольская правда», 2007 г.)
Автор: Павел ШИШКИН, Светлана ФЕВРАЛЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
13 000 км на велосипеде: чем завершилась экстремальная поездка из Колышлея в Азию
Велосипедист Вит Голубых уехал на велосипеде из Колышлея в Таиланд один, а домой вернулся со спутницей
Молитва как опора: история пензенской монахини, потерявшей сына
Став монахиней, она не перестала быть мамой, чья любовь не знает границ, а память о сыне звучит в каждой молитвеОт госслужбы к здоровому питанию: нутрициолог из Пензы создала линейку полезных масел и сладостей
Пензенский дизайнер Елизавета Ушакова превращает архитектурные детали в модные образы
Каллиграфия в цифровую эпоху: в Пензе возрождают искусство красивого письма
Пензячка Анастасия Гришнина поделилась, на что потратила выигрыш в «Битве шефов»
Мельниченко сообщил, когда планируют открыть движение поездов в Никольском районе
После аварии с путей убрали два электровоза
Пензенская прокуратура проводит проверку после массового ДТП
Надзорное ведомство проверит соблюдение требований к зимнему содержанию дорог
Семья Бегуновых из Колышлейского района раскрыла тайны «Песен от всей души»
Сами съемки длились три часа без дублей8 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 13 и 14 декабря 2025: «Рок-Острова» и спектакль «Биография»
В Пензенскую картинную галерею передадут работы Анатолия Ширманова
Второй фестиваль этнического творчества запланирован в 2026 году
Работы над пензенским цирком-долгостроем планируют возобновить в 2026 году
В Пензе введут в строй две новые школы
Также продолжится капремонт школ и детсадов, построенных еще в советский период

