Человек, который не устает дарить надежду: Владимиру Бирюкову — 65

7 декабря художественному руководителю театра «Кукольный дом», легендарному режиссеру Владимиру Бирюкову исполнилось 65 

Человек, который не устает дарить надежду: Владимиру Бирюкову — 65

Люди, одержимые своим делом, бескомпромиссные, не разменивающие талант на привилегии и сиюминутное признание, приживаются в нашем городе редко. Бирюков — один из немногих.

На его спектаклях выросло уже несколько поколений пензенских детей. За это время большая сцена в историческом здании сменилась малой — в неприспособленном помещении бывшего райкома КПСС и остается такой вот уже почти 30 лет. Из обещаний обеспечить театру достойные условия можно выстроить вавилонскую башню, но постановки по-прежнему играются в крохотном зале, билеты в который раскупаются задолго до спектакля.

«Кукольному дому» за эти годы рукоплескали по всей России и во многих залах за ее пределами. Но, несмотря на свою славу, театр не стал богаче и декорации к золотомасочному спектаклю «Попугай и веники» режиссер и актеры мастерили своими руками, потому что рабочие производственных цехов ушли из-за низкой зарплаты.

y_OTFcPaj0g.jpg

Меняются губернаторы, мэры, изменились политический строй и сама страна, но Бирюков, словно не замечая этого, остается верен себе и вопреки всему продолжает говорить о любви, добре, счастье и надежде.

«Надежда» и «любовь» едва ли не главные слова в его творчестве. Сам он не раз признавался, что давно уже практически не надеется на перемены к лучшему в отношении своего театра. Но продолжает дарить людям надежду на то, что все еще обязательно будет и хорошее, конечно же, с нами случится. Ни к кому, наверное, он не бывает так бережно нежен, как к своему зрителю. И потому у всех его спектаклей неизменно светлый финал.

Есть такое понятие — «гений места». Окутанное магией языческих времен, оно, благодаря Петру Вайлю, обрело в наши времена вторую жизнь. По Вайлю, гений места уже не божество, а живой человек, который вольно или невольно формирует духовную суть места, в котором живет. 

Гений места — всегда для будущего и чаще всего вопреки настоящему. Гений места — это часто немного андерсеновская история про Гадкого утенка, где, даже если выросшему утенку рукоплещет весь мир, на родном птичьем дворе продолжают морщить нос и обиженно фыркать.

X3QjKnKN2hw.jpg

«Гадкий утенок», безусловно, один из лучших спектаклей Бирюкова, получивший на днях главную премию на V Большом детском фестивале в Москве. В Пензе это событие остается практически незамеченным. 

Гений места — это всегда немного про одиночество. Не случайно «Гадкий утенок» Бирюкова начинается с гребенщиковской «Моей звезде не суждено».

Гений места — это про преданность и в конечном итоге все-таки про надежду. Надежду для людей, которые в этом месте живут. Ведь пока у места остается хоть один гений, не все еще потеряно.

От первого лица

«Это не власть в маршрутке хамит нам и наступает на ногу. Надо выходить из дома и улыбаться, а мы сжимаем кулаки и готовимся к войне. Мы теряем способность любить, потому что любовь — это безумное сверхусилие, которое надо совершать каждый день».
(«Ангелы здесь не летают», «Пензенская правда», 2017 г.)

«На самом деле это очень страшно, когда человек не хочет поднять голову и увидеть небо, когда он не пытается реализовать максимум того, что может. Чтобы появлялось что-то настоящее, действительно новое, нужны постоянное преодоление, сверхусилие».

«Мне очень близка мысль Набокова о том, что искусство должно обладать двумя качествами — красотой и жалостью. Жалость в данном случае — это сочувствие, сопереживание персонажу. Поэтому любой нормальный театр берет за основу своих постановок проблемные, болевые какие-то точки. Человеку больно, и он рассказывает об этом.

Сказать, что человек сегодня идеален в своих вкусовых, потребительских, житейских проявлениях, значит, очень сильно слукавить. Театр должен говорить и об этом. Человек часто грешен, порочен, жесток, честолюбив и смертельно опасен. Поэтому возможность посмотреть на себя со стороны, словно в зеркало, очень важна. Настоящее искусство такую возможность дает. Оно и есть это зеркало. Но видим ли мы там себя такими, какими являемся на самом деле? Хотим ли это видеть? Способность разглядеть это и правильно воспринять — великий талант».
«Ребенок рождается и приходит в этот мир абсолютно чистым. Он предельно открыт, он доверяет тебе бесконечно. С каждым рождением ребенка рождается новая надежда. Это надежда на чудо, что оно произойдет. Пока не происходит, к сожалению. И мы сейчас в силу своего опыта понимаем, что, наверное, никогда уже не произойдет. Но надежды это все равно не отменяет».
(«Мы живем надеждой на чудо, которое не происходит», «Пензенская правда», 26 мая 2015 г.).
Что касается независимости, то мы просто пытаемся честно делать свое дело и находить в этом особый кайф. Я погружаюсь в собственный мир, и это позволяет на какое-то время уходить от того мира, который за окном. Хоть ненадолго, но действительно от него не зависеть».
(«Комсомольская правда», 2007 г.)


Автор: Павел ШИШКИН, Светлана ФЕВРАЛЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER