Пензенцы хранят фарфоровые символы ушедшей эпохи
Мой любимый клоун
Когда я был маленьким, мне не давал покоя ярко раскрашенный фарфоровый клоун (на самом деле, конечно, керамический, но тогда все говорили «фарфоровый»). Он стоял в бабушкином серванте, подбоченившись и улыбаясь ярко-красными губами, и будто просил, чтобы его взяли в руки. Однако все мои попытки сделать это пресекались старшими.— Почему? — недоумевал я. — Он ведь такой интересный!
— Разобьешь, — отвечала мама. — Зачем расстраивать бабушку?
Со временем я узнал, что клоун был дорог и маме. По ее словам, и она в детстве хотела с ним играть, но получала запрет от взрослых. И те редкие моменты, когда удавалось заполучить фигурку, были для нее, как и для меня, настоящим событием.
Сейчас этот клоун живет в моем доме. И к нему так же безуспешно тянутся руки моего младшего сына. И как же я благодарен тому, что когда-то взрослые не пошли у меня на поводу и не дали разбить эту хрупкую вещь, сохранившую тепло рук нескольких поколений нашей семьи.
Хранитель истории
Вообще, к фарфору у советского человека всегда было трепетное отношение. Ведь несколько столетий поделки из этого материала были символом богатства и высокого положения в обществе. И пусть не фарфоровые, а керамические, фигурки напоминали об этом. Да и просто были украшением. А послевоенному поколению, мало видевшему в своей жизни яркого и красивого, казались верхом совершенства.Не изменилось это чувство даже во второй половине двадцатого столетия. Правда, тогда стали больше цениться не посуда, а разные статуэтки (тоже советское словечко). На многочисленных фабриках из глазированной керамики десятками тысяч ваяли футболистов, балерин, пионеров, разных животных, среди которых лидировали олени.
Многие из этих произведений, как, например, мой любимый клоун, были, без преувеличения, в каждой советской семье. Стоили они недорого и были доступны всем.
Зато сейчас цена подобных вещей, ставших почти антиквариатом, варьируется от 2 до 5 тысяч рублей.
— Ежегодно нам приносят на продажу десятки фарфоровых фигурок, — говорит владелец одной из антикварных лавок Пензы Сергей Шумаков. — Лично я таких людей не понимаю: так пренебрежительно относиться к памяти предков...
На полках магазина — сотни антикварных предметов. Вот запечатанная бутылка лимонада, разлитого еще в 1953 году! А вот потемневшие от времени дореволюционные бронзовые фигурки барышень… А вот, ну надо же, задний фонарь от «москвича» полувековой давности.
Среди редких экземпляров — наборы белых фарфоровых слоников (в комплекте всегда было семь штук разного размера — от больших до совсем маленьких, все с поднятыми хоботами).
— Сохранить в отличном состоянии полную коллекцию удается немногим, — улыбается Сергей, выстраивая слоновью шеренгу. — Это настоящий символ эпохи!
С восточным колоритом
Фигурки слонов расставляли по ранжиру на буфетах, диванных полочках и комодах. Было модно размещать эту композицию на белоснежных салфетках с выбитыми узорами.Иной слоновий строй напоминал отряд, вышедший из боя: кто без хвоста, кто без хобота. С ними играли дети, их роняли, разбивали, но даже покалеченных возвращали на место.
Почему слоников всегда было семь, об этом никто не задумывался. Просто все знали, что это к счастью.
И я, лишь став взрослым, узнал, что такое количество имеет глубокий смысл и пришло к нам из восточной мифологии (как и сам образ слона — символ силы, мудрости и богатства).
— У нас в Индии слон считается священным животным, — объясняет житель Пензы, уроженец этой страны Дилип Сингх. — Он ловит хоботом удачу, а число семь всегда идет с человеком рядом.
Действительно, в неделе семь дней, семь цветов у радуги, семь главных жизненных благодатей (долголетие, крепкое здоровье, удача, любовь, материальное благополучие, счастье и взаимопонимание).
Так уж сложилось, что жителям нашей страны всегда были близки восточные символы. Интерес к фарфоровым фигуркам к 80-м годам стал угасать. Их начали считать признаком мещанства. Уцелевшие слоники вместе с оленями, клоунами, мальчиками с санками и кошками-копилками отправились доживать свой век на чердаки и дачи.
На их место пришел хрусталь. Когда же и он надоел, в 90-х годах вновь вспыхнул интерес к маленьким скульптурам — на сей раз к японским нэцкэ.
Таинственный сувенир
Судя по всему, интерес к этим миниатюрным фигуркам возник на волне увлечения общества всем магическим. По древней мифологии, эти таинственные амулеты несли людям разные блага: фигурки пузатых божеств дарили здоровье или процветание, а животных — силу, красоту, любовь и богатство.— К началу нулевых у меня накопилась солидная коллекция таких талисманов, — рассказывает жительница села Старая Каменка Вера Боровикова. — В основном это были модные тогда подарки от друзей и родных. Я разрешала своим детям в них играть, и со временем почти все талисманы растерялись.
Подобное произошло во многих семьях. Растерялись фигурки — угас интерес. Хотя, судя по ассортименту сувенирных отделов, нэцкэ до сих пор пользуются спросом.
Примагнитились...
Новое время — новые герои. Два последующих десятилетия прошли под флагом магнитиков, которые вешали и вешают на холодильники. Это настоящий символ современности, получивший научное определение «мемомагнетизм».В редком доме холодильники не увешаны самыми разными магнитиками. Производит их Китай. Покупаешь символ Черного моря в Сочи, к примеру, а на обратной стороне: made in China. И так по всей стране. Китайцы хорошо знают наши вкусы!
Если изначально магнитиками старались продемонстрировать места, где бывал хозяин, то сейчас такой «узкоспециализированный» подход потерял смысл. Магнитики стали по-настоящему нашим всем. Холодильники обвешивают липучими фотографиями, логотипами компаний, картами местности, изображениями икон, оберегами.
Дело дошло до того, что в России даже открыли несколько музеев магнитиков, где собраны сотни тысяч экземпляров!
Интерес к таким сувенирам благодаря их доступности и роли самого оптимального подарка пока не угасает.
Кстати, такие коллекции имеют и практический смысл — они заметно оживляют кухонный интерьер, зачастую определяя тему разговора.
Конечно, это не весь список бытового антуража. За кадром остались позабытые ныне «иконостасы» семейных фотографий, часы с кукушкой, настенные ковры и знаменитые мебельные стенки, которые в свое время были символом престижа и роскоши.
А что придет всему этому на смену? Поживем — увидим!
Автор: Анатолий ВОЛОДИН
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
«Бандеровцы думали, что я мертв»: пензенский студент выжил во время страшного боя
24-летний мужчина награжден орденом Мужества за самопожертвованиеДве большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Он художник с большой буквы и педагог с большой буквыСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В битве иностранных красавиц приняли участие семь девушекВ Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
Пензенцы делятся видео с концерта Ислама Итляшева
В Пензе прошел финал профориентационного марафона «ДвижИТ»
Участие в марафоне приняли около трех тысяч школьников 8-11 классов и студентов колледжейБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в России