Пензенцам ответили на 5 вопрсов о работе Госархива

Иногда мы недооцениваем важность старых документов. Но без них порой не обойтись

Пензенцам ответили на 5 вопрсов о работе Госархива

Гостем общественной приемной «Пензенской правды» стала заместитель министра по делам архивов области Татьяна Зеленова. 

Если у нас – найдем

Татьяна Ивановна, в советские годы я работала на кухнях различных предприятий от треста столовых. Есть ли в ваших фондах архивы этой организации с 1985 по 1991 год? Это нужно для перерасчета моей маленькой пенсии, – спросила Надежда Кустова из Бессоновского района. 

– Да, архивы этой организации есть. Все необходимые документы находятся в здании парт-архива на ул. Володарского. Но чтобы сделать заявку на получение данных, вам необходимо прийти в Госархив, находящийся по адресу: ул. Дзержинского, 7. 

Кстати, подобные заявления от граждан – одни из самых распространенных. Нередко мы не можем помочь, так как документы многих организаций (как правило, в 90-е годы) не были сданы в архив на хранение.    

Например, бывшего ЗИФа. По нашим данным, там мертвым грузом лежит несколько десятков тысяч документов! Еще недавно эти завалы пыталась разобрать бывшая сотрудница  отдела кадров. Сейчас нет и этого. 

Зиф.jpg

Что касается передачи документов в Госархив, то на этом пути немало сложностей. 

Во-первых, нет четкой договоренности с собственниками разоренного завода, которые к тому же меняются с калейдоскопической быстротой. 

Во-вторых, находясь во влажной среде, бумага поражается грибком, и мы не можем просто забрать документы, не подвергнув опасности основные фонды. Для дезинфекции потребуется немаленькая сумма, которую еще нужно найти. 

В-третьих, нужна систематизация документов. А эта работа стоит миллионы рублей. Мы подсчитали, что, если ею заниматься силами одних только работников Госархива, на это потребуется почти 40 лет!

Сейчас документы бывших работников ЗИФа так и лежат в пустующих помещениях предприятия. Если вдруг произойдет пожар, то они будут утрачены, а вместе с ними и надежды людей на получение справок о стаже. 

IMG_8754.JPG

– В подвале нашей организации скопился целый ворох документов пятидесятилетней давности. Почему руководство не сдает их в архив? – спрашивает по телефону Виктор Шматков из Пензы.  

Это одна из самых больных тем архивистов страны – недостаточно активная передача дел на хранение в областной архив. Дело в том, что большинство организаций не спешит избавляться от своих старых документов. Причем это касается не только частных предприятий, но и крупных госучреждений. 

В итоге документы десятилетиями хранятся в неприспособленных помещениях, сыреют и приходят в негодность. 

– А как долго должны храниться документы на местах? – уточнил Виктор Шматков.

– Если бумаги муниципального уровня, то их нужно передавать в областной архив по истечении пятилетнего срока. Через 10 лет это обязаны сделать учреждения областного значения и через 15 – федерального. В самом Госархиве документы обязаны лежать не менее 75 лет.

В настоящее время у нас сформировано более 800 источников комплектования. Хочу заметить, что за эту работу деньги не взимаются, ведь она имеет ярко выраженный социально-исторический характер.

Бумага против цифры 

IMG_20230920_165640.jpg

– Можно ли сдать в архив дела в электронном виде? – интересуется Сергей Фролов из Пензы.   
       
– Хотя методика такой передачи есть, фактически она нигде не применяется. Дело в том, что для хранения носителей нужны не только соответствующие климатические условия, но и периодическое обновление данных на новых электронных носителях. К тому же требуется обеспечить гарантированную защиту от несанкционированного доступа. Все это, несмотря на кажущуюся простоту, очень трудновыполнимая ресурсоемкая задача, которая пока не решена.

Именно поэтому, как бы странно это ни звучало, бумажный носитель еще долго будет самым верным источником информации и пополнения наших фондов.

– Как быстро идет оцифровка архивных документов?

На сегодняшний день в электронный вид переведено уже 5,2 процента от имеющихся фондов. Это хороший результат, ведь многие госархивы страны к этой работе даже не приступали. Для этих целей у нас есть два планетарных сканера. В октябре получим еще один – тогда работа пойдет быстрее. 

Уже полностью оцифрованы Всероссийская сельхозперепись 1917 года, рукописи XVII века и практически весь фотоматериал.

Сейчас сканируем востребованные для составления родословных метрические книги. На это уйдет несколько лет, так как в электронный вид нужно перевести более 6,5 тысячи документов, в каждом сотни листов. 

Кстати, сканирование помогает знакомиться с нашими фондами не выходя из дома. Для этого на сайте нашего Госархива создан специальный раздел. 

Как составить родословную семьи

IMG_8770.JPG

Спрос на услугу очень большой, поэтому в Госархиве даже создан специальный отдел, который ежегодно исполняет до трех сотен генеалогических запросов. Специалисты могут составить родословные вплоть до 13 колена по двум родовым линиям. В этом деле хорошо помогают налаженные межархивные связи.   

Чтобы составить семейное древо, вам необходимо представить в Госархив максимально полную информацию по этой теме. Узнать у родных, как звали, где жили и работали ваши предки. Только в этом случае работа будет сделана эффективно. 

Составление родословных – дело недешевое. Заказ родословной по одной линии встанет вам в 150 тысяч рублей. А с учетом параллельных родовых линий цена может вырасти и до полумиллиона. Но можно заказать и усеченную (стволовую) версию, что значительно дешевле.  

Кстати, провести исследования можно и самим в нашем читальном зале. Правда, на это уйдет масса времени и сил.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное