Пензенский зоопарк спасает интерес посетителей

 Пензенский зоопарк спасает интерес посетителей

Едоков скоро прибавится

На экскурсию по территории я отправилась вместе с директором Пензенского зоопарка Андреем Воскресенским. 

Звери бурно реагируют на его появление: львенок — мяуканьем, семейство орлов — клекотом, обезьянки-колобусы — радостными скачками, а полярная волчица бросается навстречу. Он может спокойно заходить в клетку к серым хищникам: знает — не тронут. 

Ни одно животное не показалось мне изможденным и унылым. Шерсть блестит, глаза веселые – значит, здоровы и сыты.  Но зима-то длинная. Не будет ли она голодной?

— В проекте бюджета на 2018 год запланировано 2 миллиона рублей, а вы просили 7 миллионов. Не означает ли такая разница, что не хватит денег на корм животным? — задала я вопрос.

— Голодать они точно не будут,  — заверил Воскресенский. — Да, исходя из трат прошлых лет мы знаем: на питание животных надо примерно 7 миллионов рублей в год. Зоопарк – предприятие дотационное, но мы и сами стараемся. В прошлом году нам выделили на всё 17 миллионов, а сами мы заработали 34 миллиона. Ведь деньги нужны не только на корм! В этом году привезли много новых животных: альпак, бизона, канадских волков, ягуара, пуму, леопарда, сурикатов, обезьянок. Сейчас ждем птиц — орланов, фазанов, черного лебедя... 

Просчитать траты невозможно, потому что не знаем, сколько новых обитателей прибавится в 2018 году. Дело в том, что в последнее время нам часто передают зверей из закрывающихся контактных зоопарков. Недавно привезли партию животных из Саратова и Самары, где такие зверинцы уже ликвидировали.

Воскресенский уверен, что закон о закрытии контактных зоопарков вскоре будет принят на государственном уровне. У директора уже сейчас болит голова, где размещать этих животных, как их содержать.

— Недавно привезли львят, попросили: «Примите ради бога». А куда? — сетует Андрей Александрович. — Договорился с коллегами из Москвы, малышей отвезли туда.


Семга для Белого

Лучше всех в Пензенском зоопарке живется белому медведю. Он, как и все северные косолапые, обитающие в неволе, находится на обеспечении ПАО НК «Роснефть». В год на Белого выделяют 1 миллион 300 тысяч рублей. В эту сумму входит ветеринарное обслуживание — лекарства, прививки, дротики для усыпления (чтобы почистить зубы), даже игрушки. В этом году купят еще ледогенератор, чтобы и летом в его вольере лежал снег.

Не остаются без внимания и другие обитатели. Самые прожорливые, конечно, хищники. Тигры (их в зоопарке три) зимой съедают в день по 9 кг говядины первого сорта. Почти не отстают от них два льва — по 7 кг, поскромнее рацион у волков. Для всех хищников в месяц закупают 1,5 тонны мяса.

Для обезьян кроме традиционных бананов приобретают креветки, изюм. Заготавливают ветки: колобусу обязательно нужны свежие листья. Закупают около 90 тонн сена для парнокопытных.


 

Миллион на вольер

На корм животным хватает. А огромные суммы уходят на развитие территории. Построили две просторные площадки — для бурых медведей, для леопарда, а еще прекрасный вольер с бассейном для Белого. Когда того перевели в новый дом, он всю ночь просидел, глядя в небо, ведь в клетке он не мог его видеть. Кстати, переселили его в декабре. Узнав о переменах, в зоопарк повалил народ. За два зимних месяца на посещениях удалось заработать 500 тысяч рублей. 

Вывод: если развиваться, привозить новых животных, люди будут приходить чаще.

— В следующем году планируем построить просторный вольер для волков — канадских и полярных (волчице ищем пару), место уже определено, — объясняет Воскресенский. — Хорошие вольеры нужны енотам, сурикатам, журавлям. Хочется убрать старые клетки, неудобные для животных и портящие вид зоопарка. Но прежде чем их сносить, нужно построить другие. А иначе где размещать зверей?

Раньше помогали предприятия, предоставляя строительные материалы. Сегодня никто даром ничего не дает. Для парнокопытных загон построили своими силами. А вот для волка хороший вольер обойдется от 1,2 до 1,5 миллиона рублей: на безопасности не экономят. Хищники очень хитрые. Не дай бог оставить дверь на щеколде, откроют на раз. Серые любят делать подкопы, значит, нужны подкопные сетки. Неповоротливый с виду бурый медведь может запросто поймать голубя. Так что необходимы электропастухи, чтобы зверь не смог приблизиться к ограде.

Хочется воскликнуть: «Ау, спонсоры!». Пока же выручают только посетители. 

— Кроме пензяков, к нам приезжает много гостей из соседних регионов, — рассказал Андрей Александрович. — Мы разместили рекламу в Саратове. Город большой, а зоопарка нет, так что люди охотно едут. Приезжают из Ульяновска, Самары (там очень маленькие зверинцы). 

В последние два года зоопарк живет «в плюсе». Но многое еще хочется сделать!


Смерть от доброты

Сотрудники зоопарка просят посетителей не подкармливать животных самостоятельно принесенными из дома продуктами. Рацион у каждого зверя индивидуален и рассчитывается до грамма. Иначе питомец может объесться и заболеть. Кроме того, нередко животным суют чипсы, конфеты и другую вредную для них еду, порой вместе с упаковкой. Это может быть смертельно опасно! Так, в Ростовском зоопарке в этом году умер зубр — съел хлеб вместе с пакетом. Такие «подарочки» сотрудники оперативно выбрасывали и из вольера нашего Белого.  

Для «благодетелей» в зоопарке поставили контейнеры с надписью «В дар животным», чтобы оставлять еду при входе.

ЦИФРЫ

Зимой на всех обитателей зоопарка (а их около 2 тысяч) траты на еду составляют минимум 500 тысяч рублей в месяц. 
Пензяки помогают витаминизировать рацион животных овощами и фруктами, собранными со своих участков. 
В этом году в дар принесли около 3 тонн продуктов. 

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER