Пензенский ученый исследует живую воду русских болот

Кандидат биологических наук Кирилл Бабешко — обладатель титула «Ученый года Пензенской области»

Пензенский ученый исследует живую воду русских болот

32-летний кандидат биологических наук Кирилл Бабешко — обладатель титула «Ученый года Пензенской области», соавтор статьи в журнале Шведской королевской академии наук «AMBIO». А в научных экспедициях он объездил почти всю Россию.

Летопись... в раковине

— Кирилл Владимирович, какие ваши научные исследования опубликованы в журнале Королевской академии наук?

— В течение многих лет я изучал ископаемые останки раковинных амеб, живших в болотах последние 12 тысяч лет. Раковины этих одноклеточных организмов подобно крошечным страницам климатической летописи рассказывают о том, как менялась влажность во время их жизни. Статья называлась «Ключевые периоды развития болотной экосистемы и изменения окружающей среды». В ней говорится о том, как менялись болота за последние 12 тысяч лет. 

— Но ведь в мире издаются десятки тысяч научных журналов. Не получится ли так, что работа, на которую вы потратили несколько лет, просто утонет в этом бумажном океане? 

— Вы правы, в мире уже выходит около 100 тысяч научных журналов, и их количество удваивается каждые 17 лет. И чтобы не тратить внимание на малозначимую литературу, ученые создали общемировую базу данных Scopus/Web of Science (научная сеть Scopus). Она подсчитывает, как часто та или иная статья цитируется в других изданиях, и присваивает журналу один из четырех квартилей (от англ. quartile), то есть степень популярности. При этом Q1 — самый высокий квартиль, Q4 – самый низкий. «AMBIO», публикующий в основном статьи на темы экологии и климата, уже долгое время удерживает за собой первый квартиль. Поэтому можно быть уверенным, что с моей статьей ознакомились многие ученые со всего мира. 

Осушить нельзя оставить 

— Ну если «AMBIO» — такой уважаемый журнал, то становится как-то неудобно перед Шведской королевской академией наук за выбранную вами тему. Ведь, если говорить о болоте, сразу представляются дурно пахнущая грязная лужа, режущая кожу до крови осока, хлюпанье воды под ногами и тучи комаров. А если кто-то оступится и увязнет в этой трясине, то его ожидает мучительная смерть. Мне всегда казалось, что болото — это заболевшее озеро или река. Так зачем же изучать то, что нужно быстрее осушить?

— К сожалению, раньше многие болота подвергались осушению в нашей стране. И теперь каждое жаркое лето начинают гореть торфяники. Опасно разрушать экологическую систему болота, ведь она является естественным аккумулятором двуокиси углерода — главного парникового газа планеты. Всего один гектар болот забирает его из воздуха столько же, сколько десять гектаров леса. То есть эта «грязная лужа» спасает Землю от глобального потепления. Кроме того, неприветливая для человека топь является домом для многих животных: это тритоны, бобры, ондатры, цапли и, конечно же, тот самый кулик, который «свое болото хвалит». 

bur.jpg

Медведи и лоси часто приходят в такие места пополнить запас витаминов — полакомиться ягодами морошки, клюквы, брусники и черники. А великие русские реки — Днепр и Волга — берут свое начало из болот. Вода в них, как правило, чистая, обновляется каждые пять лет, что гораздо быстрее, чем в озерах. 
Болота настолько важны для здоровья планеты, что у них даже есть свой международный праздник — 2 февраля отмечается Всемирный день водно-болотных угодий. Осушенные из-за человеческого невежества столь ценные водоемы теперь восстанавливаются во многих странах, например в Польше и Финляндии.

Как в консервной банке

  — Что еще ученый может изучать в болоте, где все разлагается и гниет, кроме раковин, которые вы изучали?

— Вот это, кстати, очень удивительное свойство торфяников: в них действительно начинают разлагаться остатки растений и животных, но закончиться процесс никак не может — из-за того, что в воде высокий уровень кислотности и мало кислорода, время как будто останавливается. Например, в Дании в 50-е годы фермер, осушая болото на своем участке, нашел останки мужчины. Вызвал полицию. Каково же было его изумление, когда криминалисты сообщили, что убийство произошло в IV веке до нашей эры. Труп настолько хорошо сохранился, что даже удалось выяснить, что мужчина ел на завтрак две с половиной тысячи лет назад. Такое удивительное консервирующее свойство болот позволяет считать их надежным архивом природы. 

А вода-то целебная!

  — Моя бабушка рассказывала, что в начале прошлого века в ее родной деревне в Белинском районе люди лечили плохо заживающие раны болотной водой. Такое может быть? 

— Действительно, болотный мох сфагнум обладает обеззараживающими свойствами, подавляет развитие бактерий. Но использовать болотную воду в качестве лекарства не советую. Лучше не рисковать, ведь в воде торфяников живет множество организмов. А вот для сбора лекарственных растений болото — подходящее место.

— Мне кажется, что во времена моего детства в Пензе было больше болот. Что если они вовсе исчезнут? 

— До этого момента пока еще очень далеко. Я много раз в последние годы бывал на болотах в Пензенской области (в том числе в Верхозиме, Наскафтыме и Чиберлее), они прекрасно себя чувствуют. По суммарной площади болотных угодий наша страна занимает первое место в мире — 20 процентов территории. Тем не менее к такому богатству следует относиться бережно.

— Что у вас в планах? 

— Скоро я отправляюсь в экспедицию в Сибирь. Там находятся удивительные болота. Например, самое большое в России — Васюганское. Расположено оно между Иртышом и Обью и занимает 53 тысячи квадратных километров. Этот бескрайний водоем для меня является символом жизни ученого — мы постоянно находимся в поиске, но понимаем, что разгадать все тайны природы невозможно. Чем больше узнаешь нового, тем больше для тебя открывается непознанного.

micr.jpg

Это интересно

Болота современного типа возникли после окончания последнего ледникового периода 12 тысяч лет назад. Болота образуются с помощью растений. Осока, кукушкин лен или сфагновый мох умеют накапливать и удерживать влагу в почве, замедляют ее испарение. Все дело в микроскопических сквозных отверстиях, которыми пронизаны клетки этих растений. Благодаря такому пористому строению, например, сфагновый мох засасывает воду в 20—30 раз больше своего веса (вата из хлопка — только в 4—6 раз).

Автор: Алексей ЮШИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER