Пензенский судья рассказал о самых сложных приговорах, которые приходилось выносить

Сегодня, 3 декабря, в России отмечают День юриста. Это профессиональный праздник и для Вячеслава Сударикова. Он не любит никого осуждать, но судить — его профессия

Пензенский судья рассказал о самых сложных приговорах, которые приходилось выносить

Мог ли токарь четвертого разряда предположить, что сменит рабочую спецовку на судейскую мантию?

Крутой поворот

В старших классах Вячеслав и не думал, что станет юристом. По настоянию отца поступил во ВТУЗ. Тот был уверен, что рабочие профессии — самые престижные и всегда прокормят. Тогда в данном вузе огромное внимание уделяли практике. Студенты чередовали очную учебу с вечерней, чтобы иметь возможность работать на заводе.

Судариков трудился на Тяжпромарматуре, когда пришла повестка в армию. Думал: отслужит — продолжит обучение. Но вышло иначе: армейский приятель так грезил о юрфаке, что и Вячеслав загорелся идеей туда поступить.

— Все получилось. Там и любовь свою нашел, — улыбается Вячеслав Александрович. — Жена у меня тоже юрист.

После вуза он несколько лет работал в прокуратуре, потом перешел на службу Фемиде. Вот уже много лет рассматривает уголовные дела в Пензенском областном суде.

Судьба человека

— Выносить приговор всегда сложно. Это огромная ответственность. Ты понимаешь, что от тебя зависит судьба человека, — говорит Судариков. — И всегда мучит вопрос: а почему он встал на преступный путь? Что сыграло роль?

Случалось Вячеславу Александровичу назначать и высшую меру наказания (сейчас это пожизненное заключение).

Так, он навсегда запомнил мужчину, который оказался на скамье подсудимых, потому что лишил жизни трех женщин, а четвертая чудом выжила после травмы головы. Подрабатывая нелегальным извозом, преступник нападал на пассажирок. Причем заранее ничего не планировал.

— У него была особенность — психологическая детская травма. В детстве он не раз видел, как, захмелев, злилась и скандалила мать. При виде пьяных женщин он сразу становился агрессивным, терял над собой контроль, — вспоминает подробности дела судья. 

Нашли злоумышленника так: у последней жертвы тот забрал сотовый телефон. Его работодательница купила у него этот аппарат, не зная, откуда он. А ночью к ней приехала группа захвата — сотрудники правоохранительных органов вычислили местонахождение мобильника. Вскоре после этого настоящий преступник был задержан.

— Он настоял, чтобы его дело рассматривал суд с участием присяжных заседателей, — продолжает Судариков. — Надеялся, что они проявят к нему снисхождение и удастся избежать пожизненного лишения свободы. Но против него сыграли неопровержимые улики.

Сломанные жизни 

Судье как никому другому известно: алкоголь ломает людские судьбы. Скольких преступлений могло бы не случиться... 

Вячеслав Александрович вспоминает еще один пожизненный приговор.

У жителя Пензы после застолья умер брат от отравления алкоголем. Подумав, что это не случайность, родственник поехал в деревню разбираться с собутыльниками. Подговорил участвовать в своем плане мести еще двоих мужчин. Было настоящее побоище — двое убитых и двое покалеченных. Подстрекатель и один из его подельников получили большие сроки, а второй, который, будучи сильно пьяным,  особо усердствовал в избиении, — пожизненное заключение.

— В 29 лет парень отправился за решетку и просидит там до конца своих дней, — говорит судья. — Все думалось: проспавшись, он, наверное, ужаснулся тому, что натворил. Но алкогольное опьянение не является смягчающим обстоятельством…
Вот говорят люди: не суди те, да не судимы будете. Осуждать кого-то — грех.  Но моя работа заключается в том, чтобы восторжествовала справедливость, — продолжает Судариков.
Преступник должен понести наказание. А невиновный — быть оправданным. Однажды я рассматривал в кассационном порядке дело о злоупотреблении должностными полномочиями. Молодого следователя условно осудили за многочисленные грубые нарушения закона при расследовании уголовного дела. Но выяснилось, что данное дело неоднократно передавалось от одного сотрудника к другому. И в период, когда вскрылись нарушения, человек даже не имел отношения к нему. Создалось впечатление, что просто, как говорится, нашли крайнего. А это судимость, хоть и условная, конец карьеры.
Но в итоге следователя оправдали. 

Внимательность к деталям — очень важный аспект в работе судьи.

11.jpg

Судариков вспоминает другой случай: парень убил пожилую односельчанку, рассчитывая поживиться деньгами. Постучал к ней в дверь, а потом втолкнул хозяйку внутрь… Свидетелей не было, орудия преступления не нашли. Но на шкафу в доме обнаружили отпечаток пальца подсудимого. Тот отпирался, утверждая, что касался шкафа давно, будучи ребенком, приходя к внучке погибшей играть. Дело могло рассыпаться. Но суд назначил дополнительную дактилоскопическую экспертизу. Та показала: отпечаток пальца был оставлен взрослым человеком.
 

Когда судья берет тайм-аут

— По роду занятий вы часто сталкиваетесь с ужасными человеческими поступками. Не потеряли веры в добро?

— Ни в коем случае! Просто у меня такая работа. Но это не мешает мне замечать, сколько рядом удивительных, хороших людей, как прекрасен мир вокруг. Зная, как внезапно может оборваться жизнь, начинаешь ее больше ценить, — отвечает Судариков.

Переключаться на позитив помогает и спорт. Вячеслав Александрович — азартный хоккейный болельщик. В юности и сам играл.

  В его рабочем кабинете — коллекция шайб и фото Кожевникова с именным автографом. Если позволяет график, Судариков отправляется на матчи в другие города. Старается не пропускать и баталии на «Дизель-Арене». Вот уж где можно от души проявлять эмоции! А на работе нужны беспристрастность и объективность.

 

Автор: Лариса РЯБИНИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER