Пензенские психологи объяснили, какое поведение подростков должно насторожить родителей

За каждым «не хочу ходить в школу», «нет настроения», «мне все равно» лежит какая-то причина

Пензенские психологи объяснили, какое поведение подростков должно насторожить родителей

Ежегодно в Пензенской области фиксируется около 4 тысяч новых случаев психических расстройств и нарушений поведения. Каждое четвертое заболевание выявляется в детском или подростковом возрасте.

Не просто «нет настроения»

Но это так называемые медицинские диагнозы. А ведь подростки в период взросления сталкиваются и с другими проблемами, относящимися к социальным аспектам жизни: конфликты в семье, последствия жестокого обращения со стороны взрослых и сверстников, тревожность, буллинг в школе и многое другое.

За каждым «не хочу ходить в школу», «нет настроения», «мне все равно» лежит какая-то причина: ссора с другом, плохая оценка, непонимание родителей... Иногда просто усталость и тревога. Чтобы помочь подросткам справиться с психологической нагрузкой, в 2022 году в Пензе на базе областной психиатрической больницы был открыт кабинет медико-социальной и психологической помощи (кризисный центр). Это комнаты релаксации, личная и групповая терапия, семейные консультации. В команде — медицинские психологи, психотерапевт и психиатр. 



За первые полгода работы к специалистам обратилось 130 подростков. Сейчас в месяц через центр проходят около 300 юношей и девушек. 

— В среднем на одного психолога приходится 5–7 посетителей в день, — говорит медицинский психолог кризисного центра Татьяна Карамышева.

Не бойтесь попросить помощи

Суицидальное поведение, последствия насилия со стороны взрослых, семейное неблагополучие и жестокое обращение. Все это — основные причины, с которыми пензенские подростки обращаются к специалистам кризисного центра. 

— То, что происходит в социуме, всегда отражается на семье, а следовательно, и на ребенке. Если подросток будет ощущать стабильность и безопасность — некую опору — внутри семьи, то ему будет легче справляться с внешними вызовами и проблемами, — объясняет Татьяна Николаевна.

Медики подчеркивают: все, кто обращается к ним за помощью, могут быть уверены в конфиденциальности. Прием в кризисном центре – не основание для постановки на учет. Главное – не замалчивать проблему, а делать все для ее решения, тогда и выход найдется быстрее.

— Судя по тому количеству подростков, которые проходят через наш центр, им нужна реальная помощь по преодолению кризиса. Часто ребята самостоятельно приходят к нам, потому что родители не только не помогают, а порой даже ухудшают состояние фразами типа «ты придумал себе проблему», — рассказывает Татьяна Николаевна.

Кто поможет психологам?

Несмотря на то что в последние лет десять психологическая помощь для подростков стала более доступной, проблемы в этой сфере все же есть. И главные — нагрузка на специалистов, низкий уровень зарплаты психолога школы. Еще 25 лет назад в регионе было около 1,5 тыс. дипломированных психологов, работающих по профессии. К 2010–2012 годам их количество сократилось до 100. Сейчас актуальность профессии вновь возросла, и количество психологов увеличилось до 700 человек.



— Согласно рекомендациям, на каждые 500 детей должен быть один психолог. Но это запредельная нагрузка. Хотя бы потому, что почти в каждой школе, помимо нормотипичных детей, есть дети с особенностями развития, требующие внимания. Если бы на школу приходилось два-три психолога, то помощь стала бы доступнее, — продолжает Татьяна Николаевна.

Конечно, систему нужно развивать. В идеале подобные подростковые центры должны быть в каждом районе области. Но даже то, что мы имеем сейчас, — это прорыв. Сегодня в районах области при поликлиниках действует 10 кабинетов медико-психологического консультирования. К 2025 году их будет 37.

Трудности подросткового возраста

Татьяна Карамышева считает: чтобы не доводить состояние подростка до критического, родители должны быть внимательнее. Если понимают, что возникли проблемы, всегда можно обратиться к психологу.

В большинстве случаев вопросы решаются непосредственно в школьных стенах. Не получилось? Ребенку рекомендуют посетить медицинского психолога в детской поликлинике. А когда ситуация совсем сложная, то подростка направляют на консультацию к специалистам кризисного центра.

По словам Татьяны Николаевны, актуальность кризисных центров в ближайшие годы будет только расти: слишком нестабильная ситуация сейчас в мире, и она отражается на всех. Дети и подростки не исключение. 

— Каждый из нас переживает стресс. Одни в большей, другие в меньшей степени. Если 10 лет назад на вопрос «Как часто вы испытываете стресс?» люди отвечали: «Раз в месяц», то сейчас — «Несколько раз в день», — вздыхает Татьяна Николаевна.

Полезная информация

Кризисные кабинеты расположены в лечебном корпусе № 5 областной психиатрической больницы им. Евграфова по адресу: г. Пенза, ул. Лермонтова, 28.
Время работы: понедельник — пятница, с 8.00 до 16.00.

Записаться на прием и получить дополнительную информацию можно по телефонам: 8 (8412) 36-77-88; 8 (8412) 36-77-89.

Когда нужна помощь психолога

Помощь специалиста нужна, если у подростка: суицидальное поведение; апатия, отсутствие желаний и интересов; резкое и продолжительное снижение успеваемости в учебе;
депрессивные настроения; расстройства сна; расстройства пищевого поведения; отсутствие социальных связей и т. п.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER