Пензенские поисковики выпустили книгу, посвященную бойцам «дикой» дивизии
Историческая справедливость
Долгие десятилетия информация об этом войсковом соединении, почти в полном составе погибшем в первые месяцы войны, хранилась в засекреченных документах архивов, в семейных фотоальбомах и скупых рассказах немногих оставшихся в живых свидетелей тех страшных боев.Историческую справедливость начал восстанавливать военный краевед Геннадий Тамбовцев, проследивший боевой путь дивизии и вернувший из небытия имена героев в своей книге «У истоков Победы».
Его работу продолжили бойцы областного отделения Поискового движения России. 10 лет подряд они несли Вахту памяти в Рогачевском районе Гомельской области Республики Беларусь, обнаружив в земле и перезахоронив с почестями останки 362 воинов, которые до сих пор считались пропавшими без вести. Благодаря сохранившимся смертным медальонам удалось восстановить имена 47 погибших, 16 из них были нашими земляками.
Своеобразным итогом многолетней поисковой и научной работы стала книга «Сорвавшие блицкриг — история 61-й стрелковой дивизии (первое формирование)», изданная на средства Фонда президентских грантов.
— Мы смогли это сделать благодаря совместным усилиям поисковиков, военнослужащих, неравнодушных людей, — рассказала руководитель Поискового движения Пензенской области, директор колледжа транспортных технологий Лариса Казакова. — Полтора года наша рабочая группа (Илья Мурылев, Евгений Иналдиев, Вадим Матюшин, Сергей Мельников) работала в архивах, исследуя документы по довоенной истории и боевому пути 61-й дивизии.
Вся правда
«Сорвавшие блицкриг» — не просто звучное название, не преувеличение. Военнослужащие 61-й дивизии в составе 63-го корпуса держали оборону, когда отступали все фронты, и шли в наступление, задержав на пять суток продвижение танковой армии Гудериана, отвоевав у врага, пусть и на время, два города, дав возможность эвакуироваться тысячам жителей, десяткам предприятий Гомельской области.Если боевой путь соединения был основательно изучен в последние годы, то о его довоенном прошлом практически ничего не было известно, кроме того, что оно с 1939 года дислоцировалось в Сурском крае. Книга дает ответы на многие вопросы.
Так, поисковики установили, что дивизия была сформирована еще в 1931 году в Саратовской области. Ее первым командиром стал Владимир Хлебников, бывший штабс-капитан императорской армии, который принял революцию и в 1918 году вступил в Красную Армию. В 1938 году попал под молох репрессий: был расстрелян. В вину ему вменялось, что он в 1923 году голосовал за некую троцкистскую резолюцию.
— В процессе работы над книгой кто-то задал нам вопрос: вы собираетесь рассказать всю правду о дивизии? — поделилась Лариса Казакова. — Да, у нас документальное исследование, а не художественное произведение. Мы опирались на реальные документы (пересмотрели 100 тысяч страниц архивного материала), которые свидетельствуют в том числе и о репрессиях. Кроме Хлебникова, был расстрелян начальник штаба дивизии Иван Толстой, умер в заключении комбриг Евгений Тихомиров, осуждены на 10 лет лагерей зам. начальника политотдела Михаил Мышаков и комвзвода Тит Мышленников — все они позднее были реабилитированы.
«Не унывайте, друзья!»
В пекло боев под Рогачевом и Жлобином дивизия вступила под командованием полковника Николая Прищепы в начале июля 1941 года. В ходе Смоленской битвы соединение отбило несколько атак немцев, удерживало позиции против врага, который форсировал Днепр и продвигался к Бобруйску.Фашисты называли 61-ю «дикой дивизией» за ее отчаянное сопротивление.
«Солдаты Красной Армии показали себя очень жестокими, умными и находчивыми противниками», — писал один из представителей немецкого командования после сражений 8 и 9 июля, когда 3-я танковая дивизия вермахта была вынуждена оставить этот участок фронта.
14 августа во время ожесточенных оборонительных боев у села Селиваново был тяжело ранен комдив.
«Ранение сильное, в позвоночник, сразу отнялись ноги. Мы оказали первую помощь. Бомбежка продолжается. Приходит комбат и говорит: «Вам приказ — вывезти из окружения любой ценой. Поняли?»… Отправились в путь, — вспоминает военфельдшер Нина Фоканова. — Машина остановилась, когда закончился бензин. Мы стали толкать ее вглубь леса, чтоб скрыть следы. Генерал начал бредить, воды не было совсем. Погода стояла такая, что на траве был иней. 18 августа в 4 часа утра генерал умер».
Последними словами Николая Андреевича Прищепы были: «Не унывайте, друзья, неудача временная, мы все равно победим...».
Сцена ранения комдива отражена на диораме боя, являющейся одним из экспонатов Пензенского музея поисковых отрядов.
Мы все равно победим!
Одна из самых трагических страниц истории дивизии — пленение ее бойцов и командиров.Только за 14-18 августа гитлеровцы взяли 8500 пленных из 63-го корпуса.
— На меня огромное впечатление произвели снимки немецкого фотографа, на которых запечатлены последние минуты жизни плененного полкового комиссара Мариана Одишарии, — признается Казакова. — Его взяли в плен контуженным у деревни Микуличи Смоленской области во время боя за реку Остер. Когда погиб пулеметный расчет, Одишария продолжал стрелять, пока его не накрыло разрывом снаряда. Сохранились две фотографии. На одной его допрашивает немецкий офицер, на другой он, потерянный, сидит на пригорке, устремив взгляд в землю.
«Через 10 минут его расстреляют», — так прокомментировал последний снимок фотограф. Хотя есть версия, что Одишария умер позже, в концлагере.
Важнейшая глава книги — уникальные снимки фронтового фотографа Николая Финикова, ранее нигде не публиковавшиеся. Он успел снять бойцов 63-го стрелкового корпуса на передовой в июле-августе 1941-го. Удивительные лица, прекрасные, одухотворенные, — глядя на них, невозможно да и не хочется представлять, что через несколько часов или дней большинство из этих людей попадут в плен или погибнут. И все же навеки останутся в памяти следующих поколений победителями!
Архив поисковики обнаружили у одного из потомков Николая Финикова в Самаре.
Материалов, собранных в книге, вполне хватит на кандидатскую диссертацию, хотя Лариса Казакова считает себя человеком, далеким от чистой науки.
Может быть на этом можно было бы остановиться, сделать передышку. Но сколько еще белых пятен в истории, сколько безвестных судеб, на которые надо пролить свет!
И она не отступит:
— Будем продолжать поисковую работу, которая, кстати, строится исключительно на энтузиазме, мы за нее не получаем ни копейки. Но это дело всей моей жизни, которое нельзя предать!
Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
«Бандеровцы думали, что я мертв»: пензенский студент выжил во время страшного боя
24-летний мужчина награжден орденом Мужества за самопожертвованиеПензенский хирург Сергей Гудожников рассказал о чудесном спасении на боле боя
Молитвы были услышаныВ пензенскую колонию под видом детского мыла пытались передать наркотик
Бдительность проявили сотрудники колонии и служебная собакаДве большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Он художник с большой буквы и педагог с большой буквыСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В битве иностранных красавиц приняли участие семь девушекВ Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
Пензенцы делятся видео с концерта Ислама Итляшева
Три пензенских проекта победили в конкурсе инициатив родительских сообществ
Они получили по 500 тысяч рублейБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в России