Пензенская «Капля солнца» помогает людям с инвалидностью раскрыть творческие способности

Инклюзивный ремесленный центр известен на всю Россию

Пензенская «Капля солнца» помогает людям с инвалидностью раскрыть творческие способности

Пензенцам известно немало примеров, когда неравнодушные граждане в поисках решения той или иной общественной проблемы объединялись и сообща сдвигали неподъемный камень, заставляя власть не просто обратить на них внимание, но и начать сотрудничать. А потом, завоевав уважение и доверие, сами вставали у руля, используя возможность помогать людям уже в масштабах страны. 

Хочешь сдвинуть — рули

Минувшим летом был создан совет при губернаторе Пензенской области по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. При нем сформировали семь комиссий: по развитию НКО, сохранению исторической памяти, доступной среде, здравоохранению и др. 

Две из них возглавили подруги и соратницы Людмила Тимакова и Олеся Тарашкевич. Обе стояли у истоков создания известного сегодня на всю Россию инклюзивного ремесленного центра «Капля солнца». Они помогли множеству людей с инвалидностью раскрыть творческие способности. 

Людмила Тимакова говорит, что пока совет при губернаторе находится в стадии становления и механизмы работы четко не прописаны. Но есть надежда, что это будет еще один механизм помощи и развития НКО. За время работы у Людмилы накопился немалый опыт, есть интересные предложения. 

Направлять и вдохновлять

Людмила умеет вдохновлять. После ее мотивационных тренингов в различных регионах России открылись десятки инклюзивных ремесленных мастерских. Причем она не просто убеждает людей в том, насколько такие объединения нужны и важны, а помогает сделать организацию, что называется, под ключ. 



А ведь интересных направлений много! Государство сегодня поддерживает НКО и консультационно, и материально, но многие социальные инициативы «зависают». И не только из-за того, что на их реализацию не хватает средств. Активисты зачастую не знают, как грамотно продвинуть свой проект, куда обратиться с элементарными вопросами. 

Несмотря на то что в Пензе есть несколько ресурсных центров поддержки НКО, они не могут охватить всех желающих, у них разные направления, ограниченные финансовые и кадровые возможности. 

— На мой взгляд, нужен один крупный ресурсный центр с бюджетным финансированием, у которого был бы доступ к базе всех НКО региона и который работал бы с опережением, — предлагает Людмила Тимакова. — Чтобы специалисты не ждали, когда к ним обратятся за помощью, а сами выходили на свою целевую аудиторию. Тогда НКО будут вовремя получать полезную информацию. 

Молодым надо доверять

Помочь продвижению НКО, их проектов способна социальная реклама: с ее помощью можно проинформировать общество о проблеме, снять табу с темы, изменить общественное мнение, привлечь благотворителей и партнеров. Этому тоже надо учить. 

Еще один больной вопрос — нехватка помещений для НКО. Организации, получившие офисы или мастерские в безвозмездное пользование от муниципалитетов или благотворителей, можно пересчитать по пальцам. Большинство арендует, порой с трудом наскребая на ежемесячные платежи.

— На практике получить подходящее помещение от властей может только уже сложившаяся НКО, с большим опытом работы, — поясняет Людмила. — Молодым организациям не доверяют. Но это не совсем правильно. Ведь они нуждаются в наибольшей поддержке как раз на начальном этапе, пока не обросли связями, не расширили круг благотворителей. Мне кажется, если у НКО есть важный для людей долгосрочный проект, ей можно предоставить помещение на три-пять лет. 

У Тимаковой есть идея, как сподвигнуть бизнес активнее заниматься благотворительностью. Деловые люди охотнее пойдут на это, если предложить им дополнительные преференции и льготы. 

— Простой пример: в Казани городская администрация предоставляет коммерческим организациям, сотрудничающим с НКО, бесплатные места на рекламных щитах. Думаю, и в Пензе можно применить такую практику, — говорит Тимакова.

Пандус не для галочки!

Олеся Тарашкевич возглавила комиссию по доступной и комфортной среде. Ей как никому другому важна эта сфера. У Олеси инвалидность I группы, она передвигается на коляске. Кроме того, в юном возрасте девушка потеряла слух. 

Но вопреки недугам она остается активным человеком, занимается общественной деятельностью, ведет блог в соцсетях, освоила гончарное ремесло и теперь передает свое мастерство другим людям. В «Капле солнца» они с Людмилой Тимаковой как душа и сердце. 



— Мне до сих пор непонятно, как можно проектировать объекты доступной среды, не привлекая в качестве экспертов людей с ограниченными возможностями, — недоумевает Олеся. — По идее, прежде чем заняться реконструкцией здания или улицы, которая сегодня по закону должна проводиться с учетом доступности для инвалидов, необходимо спросить их самих: удобно ли им будет? 

Есть положительный опыт вологодских коллег, входящих в такой же совещательный орган, когда перед началом и во время работ люди с различными видами инвалидности изучают обстановку на месте. Насколько удобен пандус и не слишком ли высок бордюр для колясочников? Будет ли возможность установить звуковой светофор? 

— Сейчас проходит масштабная многомиллионная реконструкция улицы Московской. А я не уверена, что смогу беспрепятственно передвигаться по ней после окончания работ, — сомневается Олеся. — Сейчас я с трудом преодолеваю проезжую часть на перекрестке с улицей Горького — слишком высокий бордюр у дороги. А уж нормальный пандус найти вообще сложно! По нашим чемодан на колесиках в здание не вкатить, не то что на коляске вскарабкаться. Я вошла в комиссию, чтобы это изменить.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке