Павел Тачков: 25 лет на сцене

Актер Пензенского драматического театра – о времени, о жизни, о себе

Павел Тачков: 25 лет на сцене

В сценографии актера Пензенского драматического театра Павла Тачкова более 60 ролей, сыгранных за четверть века на профессиональной сцене. А он до мельчайших подробностей помнит первую – «голую» – в массовых сценах и без слов.

Дебют

На сцену областного драматического Тачков вышел в роли одного из пяти фавнов в спектакле «Сон в летнюю ночь» (12+) по Шекспиру. Из одежды на теле только «кустики» и ботинки; реплики «разобрали» коллеги, боясь, что новичок – то ли актер, то ли статист – смажет премьеру. 

– Я с упоением скакал по сцене почти три часа, хотя в моей пятке торчал здоровенный гвоздь, и был несказанно счастлив, – вспоминает Павел.

За его плечами уже был механический техникум: родители хотели, чтобы сын получил рабочую профессию и крепко встал на ноги. Но юноша, зачитывающийся Достоевским, искал другого. Итогом внутренних противоречий стало поступление на факультет русского языка и литературы в пединститут, работа оператором на телевидении и занятия пластикой в театральной студии Елены Карлашвили. 

Павел Тачков (2).jpg

Его жизнь перевернул фестиваль уличных театров СНГ «Бумборамбия», организованный Александром Калашниковым. В августе 2000-го весь Кузнецк гудел, шумел и плясал до ночи. 

– Во мне словно переключили реле. Я снова влюбился в театр, испытывал эйфорию, как в юности. Мне подсказали, что в «драме» не хватает молодых актеров, – рассказал Тачков. – И я решился.

Маленький сухонький старичок (это был знаменитый режиссер Анатолий Сергеевич Гуляев) попросил меня прочитать всего одно четверостишье и сказал: «Беру». Меня даже не представили труппе. Я просто ходил на репетиции, впитывал атмосферу, знакомился с людьми.

Первые наставники

Театр – это большая творческая семья. Стать в ней своим непросто. На первых порах меня здорово поддержали Евгений Бакалов и Наталья Старовойт, я делил одну гримерку с Андреем Аббасовым и Сергеем Казаковым, любимцами публики, готовой носить своих кумиров на руках. Я смотрел, как они готовились к спектаклям.
Зритель видит только верхушку айсберга, когда артист выходит на сцену в образе, а ведь работа над ролью – это огромная трата душевных сил. Ни в одном филологическом вузе не изучают так литературное произведение, как в театре. Актеры погружаются в образы своих героев, изучают их лексику, мотивы поступков. Я впитывал «уроки» мастеров как губка.

Павел Тачков (3).jpg

Фамилия Павла появилась в афише репертуарных спектаклей, появились и свои поклонники. А режиссеры стали «видеть» его в своих постановках. Сцена – это наркотик. В театральной среде шутят, что для счастья актеру нужны две вещи – ролька и гастролька. Простой для творческой личности губителен. 

– Мы много играем разного. Но каждый актер может назвать лишь 10–15 знаковых ролей, – говорит Тачков. – Мне посчастливилось сыграть в постановке Гуляева «Вадим» (12+) по Лермонтову глупенького Петруху, и это был тот самый случай, когда эпизод круче, чем главная роль. Это также Шаблов в «Поздней любви» (12+) Юрия Александрова, Администратор в «Обыкновенном чуде» и Дорн с подачи Андрея Шаляпина. И, конечно же, Герцог в «Куклах» (16+). «Куклы» – это вообще исповедь и режиссеров, и актеров, а в чем-то даже завещание великого Беляковича.

Потом еще много было эпизодических, но отнюдь не проходных ролей на одной сцене с мэтрами театра – Шевкуненко, Капланом, Старовойт, Казаковым и многими другими артистами. 

Павел с теплотой вспоминает режиссеров. Анатолий Гуляев всегда знал, для кого ставит, создавая вокруг себя атмосферу, команду, которая двигалась в одном направлении. Актеры шли на репетиции как на праздник, хотя в каких-то моментах он был жестким, требовательным, не терпящим самодеятельности. 

С пензенской труппой работали Виталий Иванов, Сергей Стеблюк. В театральном мире их имена пишутся с большой буквы. 

Поиски нового

– Актер – человек зависимый, его желание играть не всегда совпадает с возможностями. Абсолютно счастливых людей в нашей сфере по всей стране единицы, – рассуждает Павел. – Еще вчера ты клял «пропасть работы», а сегодня сидишь в зале и смотришь, как работают другие. Обостряются чувства: ты не нужен, начинаешь сомневаться в себе. Был грех, поглядывал на сторону, думал, не найти ли в Москве, которую обожаю, местечко. Но наступал август, собиралась после отпусков труппа, и меня неодолимо влекло в родные стены.

Павел Тачков (4).jpg

Актера держит в театре не зарплата, а роли, с которыми сроднился, атмосфера, принадлежность некой общности, в которой тебе очень хорошо. Мне почти 50 лет, я рад, что состоялся в профессии. Сцена – это, безусловно, «кафедра, с которой можно сказать миру много хорошего». Но я смог реализоваться и в других сферах деятельности – снимал юбилеи, свадьбы, небольшие фильмы, и в том числе для театра, вел программу на телевидении и мероприятия в ККЗ и филармонии, профессиональные праздники. Это тоже своего рода востребованность, которая не дает застояться.

В 2018 году Павел полностью окунулся в проект, который вынашивал года три, но никак не мог решиться на этот шаг. Триггером стал Максим Аверин. Известный артист приехал в Пензу с поэтической программой – он читал поэму Давида Самойлова «Цыгановы» (16+). Тачкова это так вдохновило, что, уехав отдыхать, он каждый день брал на море книгу, учил эту поэму. А по приезде предложил друзьям сделать программу.  В 2016 году состоялась премьера с Аллой Тарховой и Сергеем Струковым.
По «Цыгановым» (16+) сделано 15 спектаклей. Оказалось, это нужно, интересно и востребовано аудиторией.

Сегодня театр «Слово», где Павел Тачков – художественный руководитель и режиссер-постановщик, собирает на камерных площадках Пензы и области аншлаги. Выступая наставником участников Международного поэтического конкурса «Слова подобны крыльям», он учит молодых и талантливых верить в свою мечту. Все получится! Теперь он это знает наверняка.

Автор: Ольга СОКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER