Панты марала: 10 лет назад пензенский предприниматель решился на эксперимент

С Горного Алтая в Спасский район он привез 32 самки и 10 самцов марала и выпустил в близлежащий лес

Панты марала: 10 лет назад пензенский предприниматель решился на эксперимент

Спасский район славится не только уникальной глиняной игрушкой, но и производством целебного сырья для народной медицины. Когда-то панты — неокостеневшие рога молодых оленей — называли золотыми. В XIX веке разведение благородных животных было очень выгодной отраслью сельского хозяйства в Южной Сибири. 

Дело в том, что рядом граница с Китаем, жители которого охотно и за большие деньги скупали панты оленей, маралов и изюбря. В народной медицине этого региона мира препараты из пантов изготавливались еще до нашей эры. И современная наука доказала, что эти средства повышают иммунитет, улучшают сердечную деятельность, положительно влияют на обмен веществ, излечивают простатит. 

Вольготно и безопасно

Десять лет назад предприниматель из Пензенской области Владимир Названов решился на эксперимент — начал развивать пантовое оленеводство в Спасском районе (неподалеку от села Липяги). 

— Мы привезли с Горного Алтая 32 самки и 10 самцов марала и выпустили в близлежащий лес. Думали, что на следующий год начнем срезку пантов, летом появится потомство и будет большое стадо, — вспоминает Владимир Александрович. — Но все оказалось не так-то просто. Про наших маралов прознали браконьеры и начали охоту на них. Не ради добычи пантов — ради мяса. Чуть все стадо не уничтожили. А мы на тот момент даже не могли огородить участок леса, потому что это незаконно. 

Пресечь браконьерство удалось только после того, как землю оформили в аренду и маралы получили «юридический статус» диких животных на полувольном содержании. Стадо пересчитали, на ухо каждой маралухе и быку прикрепили личный номер. 

Теперь они вольготно и безопасно гуляют на своей территории — это 400 огороженных гектаров леса. Зимой для них ставят кормушки с овсом и солью-лизунцом, а летом — засевают целое поле травой. 

Вскоре здесь же, в лесу, приступили к срезке пантов. Приобрели специальный станок, обучили персонал – для этого сотрудники выезжали на семинар в мараловодческое хозяйство Костромской области. 


Кормильцам доверяют

— Маралы — животные дикие, людей сторонятся, а быки в период гона, с середины октября и до конца ноября, вообще опасны: рогами огромными могут друг друга сильно поранить, а то и поубивать. А представьте, на их пути встретится человек! — рассказывает технолог Сергей Гусев. — Вот, кстати, поэтому срезка пантов для них даже полезна. На месте спила остаются пеньки-бобышки, которые животные весной сбрасывают как рога. Но в общем-то мы с нашими подопечными живем в мире, прививаем их, лечим, если надо. 

Нас они признают. Один самец вообще без опаски подходит. Несешь ведро с кормом, так он прямо на ходу туда голову засунет и жует. Мы ему дали прозвище Наглец. Всеобщий любимчик!

Срезка пантов начинается в мае. Когда животное приходит к кормушке, ворота за ним закрывают и перегоняют в другой загон, где находится станок. Там пол под ним опускается, марала фиксируют, чтобы не причинил вреда ни себе, ни людям. Затем работники быстро, уверенным движением спиливают панты, присыпают место среза антисептическим порошком. 

— Обычно марал нервничает только в первый раз, — поясняет Сергей Гусев. — Потом уже спокойно переносит процедуру. 

Свежесрезанные панты на 20 минут опускают в ванну с водой, нагретой до 95 градусов, вытаскивают на 2–2,5 минуты и повторяют процесс до пяти раз. Потом вешают под потолком в проветриваемом помещении, в горизонтальном положении. И так в течение пяти дней. На последнем этапе консервирования панты отправляют в горячую сушилку и держат там, пока их влажность не достигнет 12–13 процентов.
 
Готовые панты отправляют на переработку в Костромскую область, где из них делают БАДы, добавляют в мед, медовуху, настойки, мази. 

В планах Владимира Названова — строительство такого же предприятия под Липягами. 


Поймал — отпусти!

Сейчас в стаде больше 270 маралов. Хорошо прижились в лесу пятнистые олени, яки и даже верблюды. В ближайшем будущем руководитель хозяйства собирается развивать в этих местах экотуризм. В живописном месте на берегу пруда строится база отдыха, куда люди смогут приезжать и заниматься спортивной рыбалкой, а заодно и наблюдать за животными в естественной среде обитания. В хозяйстве есть белые павлины, цесарки, лебеди и журавль. 

Владимир Александрович признался, что раньше сам был заядлым охотником и рыбаком. С возрастом стал осознавать, что нельзя убивать зверей ради развлечения, ведь давно прошли те времена, когда охотились, чтобы добыть еду. Человек и природа должны существовать в гармонии. 

— Мне жалко животных. Даже рыбу жалко. Поймал, полюбовался на нее — и отпусти, пусть дальше плавает. 


Это интересно

В России в XIX веке лучшие панты марала скупали по 300—400 рублей (большие деньги по тем временам), в Китае их цена удваивалась. Как писал знаменитый ученый-охотовед Анатолий Силантьев, многие семьи, раздобыв мараленочка или бычка (так называют самцов марала), благодаря ежегодной срезке молодых рогов с его головы встали на ноги: «Случается, что один такой удачный бык дает за всю свою жизнь хозяевам до 1000 и даже более рублей».

Беда была в том, что маралов безжалостно убивали, так что эти животные оказались на грани исчезновения. Ситуацию спасло только начавшееся в XIX веке разведение маралов в питомниках (преимущественно на Алтае). 

Использование полезных свойств оленьих рогов продолжилось в советское время. В 1970-х в СССР появился препарат «Пантокрин» — экстракт пантов, который до сих пор иногда применяют в лечении астении, неврастении и при низком артериальном давлении. 

А в 1990-х из пантов стали готовить всевозможные БАДы. Позже некоторые санатории начали предлагать оздоровительные процедуры — пантовые ванны с добавлением порошка или концентрата из пантов. Дескать, принял такой курс — десяток лет скинул. Но наиболее целебными считаются так называемые живые пантовые ванны, которые предлагаются только в маральих питомниках на основе свежесрезанных рожек.

Сегодня килограмм консервированных пантов марала стоит в среднем 30 тысяч рублей.



Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное