Отец Александр из Старой Каменки занимается пчеловодством и собирает сведения по истории села

Так уж на Руси повелось, что в сельской жизни священник играет одну из первостепенных ролей. И чем дальше от города, тем острее это чувствуется

Отец Александр из Старой Каменки занимается пчеловодством и собирает сведения по истории села

К батюшке обращаются за советом, с ним делятся самым сокровенным. Он крестит детей, венчает молодоженов, отпевает ушедших в мир иной. Вокруг священника сосредоточена духовная жизнь деревни. В Старой Каменке Пензенского района им стал протоиерей Александр (Егоров). 

На тернистом пути

В местной церкви Владимирской иконы Божией Матери он служит уже двадцать лет. По сути, его руками и создан этот храм.

— Когда мне предложили возродить сельский приход, я поначалу схватился за голову, — вспоминает священнослужитель. — В Старой Каменке церковь давно разрушили и даже место, где она стояла, старожилы могли указать с трудом. 

Батюшке, который до этого десять лет служил настоятелем церкви Иоанна Оленевского, предложили несколько вариантов. Один из них — обустроить приход в пустующем помещении пожарной части. Но он выбрал другое место — здание, где раньше размещался обычный продуктовый магазин.

— Почти в центре села на главной дороге было небольшое пустующее здание, — продолжает отец Александр. — Его-то я и решил приспособить под Божий храм. 
Конечно, не все удалось сразу. Батюшке пришлось изрядно походить по инстанциям, чтобы получить заветное разрешение.

— Иногда от безысходности опускались руки, но я все равно шел к своей цели, — улыбается отец Александр. — Ведь силы зла не дремлют, всячески вставляя богоугодным делам палки в колеса.

Как бы то ни было, Божественная обитель распахнула двери. И это стало настоящим подарком для сельчан. 

И зазвонили колокола

В начале нового века еще были живы люди, которые помнили ту, прежнюю, деревянную церковь, разрушенную в 1951 году. Не случайно, когда прошла первая служба, многие старожилы плакали от счастья… 

— Никто из них уже и не верил, что когда-то в селе снова зазвучат колокола, — говорит отец Александр. 

Батюшку сельчане полюбили и давно считают своим, хотя и живет он в соседнем селе, рядом с прежним местом службы.  

— Нужно десять лет, чтобы на селе священника признали и называли своим, — улыбается он. — Я же служу здесь в два раза больше. 



Отец Александр встал на путь служения Господу еще в конце 80-х годов. Свой крест батюшка несет честно и сейчас считается в округе одним из самых опытных священников. Про таких, как он, говорят: может заглянуть в душу человека. На исповедь к нему приезжают даже из Пензы и соседних районов. 

— Наш батюшка готов приехать по первому зову в любую погоду, — говорит о нем прихожанка Светлана Прядкина. — Всегда внимательно выслушает, даст дельный совет. А литургию как служит! Заслушаешься! 

Дорога к храму

Тянутся ли люди к Богу, как это было четверть века назад на волне подъема интереса к религии?

— Говорить о том, что количество прихожан растет, конечно, не приходится, — отвечает батюшка. — Наоборот, в одно время их стало меньше, и даже в главные церковные праздники — Рождество или Пасху — храм был полупустой.

Однако сейчас, по словам отца Александра, дорогу к храму вновь проторили. 

— Все чаще на службах можно видеть молодые лица, и это не может не радовать, — улыбается он. 

Кстати, так батюшка ласково называет прихожан 40–50 лет. Впрочем, нередко в храм заглядывает и молодежь. 

– Забегут стайкой на службу. Постоят немного и уйдут, — говорит протоиерей. — И как приятно потом видеть, что кто-то из них снова приходит, потом еще и еще.  

Любовь к людям

Часто можно слышать, мол, люди избегают похода в храм, потому что выдержать на ногах многочасовую службу не так-то просто. Дескать, дома у иконки помолимся — и слава Богу.

— Каждый выбирает для себя сам, – задумчиво глядя куда-то вдаль, говорит батюшка. — Однако церковь — это Дом Божий, и прийти сюда на поклон православному человеку для спасения души необходимо. 

По словам отца Александра, вести за собой паству — тяжкий труд, в котором главное — не утратить любовь к людям.

— В храме все равны — от директора до нищего, — продолжает он. — И грехи у всех на удивление похожи.

По его словам, главная задача для священника в этой ситуации — не действовать однотипно, а к сердцу каждого прихожанина найти свой заветный ключик. Ведь мало покаяться в содеянном. Главное, не повторять ошибки впредь.

За двадцать лет по пальцам одной руки можно пересчитать время, когда в храме в силу каких-то весомых причин по выходным или по великим праздникам не было службы. Отец Александр всегда на своем посту. Без этого нельзя — его ждут люди. 

Летописец родных мест

Свободное время отец Александр посвящает двум увлечениям. Одно из них — пчеловодство. У него почти сто ульев! 

А еще он очень любит краеведение. Скрупулезно собирает любую информацию об истории Старой Каменки и окрестных сел, бывших священниках, помещиках и так далее.
Изучая старые документы, он, например, восстановил имена всех настоятелей церкви села Соловцовка, где в свое время служил один из самых почитаемых подвижников Пензенской земли Иоанн Оленевский.  

Зачем ему это нужно? 

— Чтобы поминать их в своих молитвах, — отвечает он. — Кануть в Лету имена моих предшественников, которые в свое время беззаветно служили Богу, не должны. 

Отец Александр хочет оставить после себя весомый труд, который поможет грядущим поколениям лучше узнать родные края. Ведь недаром говорят, что без прошлого нет будущего.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER